Мне приснилось, что я занимаюсь сексом с отцом. Как к этому относится?
Здравствуйте. Мне недавно приснился сон, в котором я занималась сексом с моей подругой. Эта подруга мне не самая близкая, но я очень ею дорожу. Для нее очень важны тактильные ощущения при общении с человеком. Поэтому она стала моей единственной подругой, с которой мы иногда ходим, держась за руки, можем погладить друг друга или обнять. Меня сначала это напрягало, потому что я не привыкла к такому общению, и вообще мне приходили в голову сомнения на счет ее ориентации. Но в какой-то момент я привыкла и мне даже начало это нравиться. Во сне же я сама активно проявляла инициативу и я хотела доставить ей удовольствие. Я знаю, что в моем возрасте часто могут сниться сны эротического содержания, тем более, что в данный момент у меня нет молодого человека и сексуальную жизнь я не веду. Поэтому я отнеслась к этому сну спокойно. Но где-то через неделю мне приснился сон, что я занимаюсь сексом с отцом. Причем я использовала это для того, чтобы избавиться от него, если можно так выразиться. Сон закончился тем, что я сбросила его со второго этажа дома, где все это и происходило. Скажите, как мне расценивать такие сны? Как относится к этому? Возможно, это какие-то внутренние переживания отражаются таким образом?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Для того, чтобы более-менее верно интерпретировать ваши сновидения, необходимо немного больше знать о вашей жизни, чем вы описали в письме. Однако кое-какие гипотезы можно высказать и на основании даже такого небольшого материала. Вы говорите о том, что некоторое время привыкали к новому стилю общения, для вас это было непривычным и поначалу странным: держаться за руки, обнимать и гладить, прикасаться к подруге. Очевидно, вы действительно относитесь к разным типам: то, что для вас было странно и непривычно настолько, что вызывало сомнения в адекватности и допустимости, для вашей подруги является совершенно нормальным способом общения. Это, кстати, является доказательством того, что «типы», к которым каждый из нас может быть с большей вероятностью отнесен, это не есть что-то, что создает полную невозможность понимания способа организации психической жизни человека, который относится к другому «типу». Партнерство, тесное, глубокое общение предоставляет возможность развития в человеке того, что прежде было подавлено или совсем не развито.
Секс во сне не всегда буквально «секс». В вашем случае это может означать, что подруга персонифицирует, олицестворяет во сне ту вашу часть, которая была до общения с ней не развита. Освоение, присоединение этой «части» вас, обогащение ваших знаний о себе представлено во сне как секс с этой девушкой.
Я бы не стала исключать и чувственную подоплеку ваших отношений: вы говорите о том, что не ведете сейчас «сексуальную жизнь». Но это не совсем так - если в нашей жизни нет «буквального» секса, всегда можно задать себе вопрос: «А в чем состоит мой секс сегодня»? Иногда это спорт, иногда отношения с друзьями, интенсивная работа, погруженность в какое-нибудь хобби...
Ваш сон с отцом может отражать ваши амбилентные, противоречивые чувства к нему: с одной стороны, вы соединяетесь с чем-то «отцовским» в себе, с каким-то качеством в вас, которое «получили» от отца; с другой — сбрасываете, избавляетесь от него. К сожалению, вы совсем не упоминаете о своих отношениях с отцом, всякие более подробные интерпретации этого сна в таком случае невозможны.
Вы совершенно правы, сны отражают ваши внутренние переживания и в нашей обычной аналитической практике являются полноценным «участником» процесса. Обычно я и мои коллеги просим людей, с которыми мы работаем, записывать сны сразу по пробуждении и приносить этот материал на сессии. Обычно человеку бывает очень трудно самостоятельно разобраться с интерпретацией своих снов, этому приходится учиться. Я могла бы рекомендовать вам книгу Роберта Джонсона «Сновидения и фантазии. Анализ и использование».