Как разрешить ситуацию с ежедневными разорительными походами в магазин с 4-<wbr/>летней дочкой?
Сейчас моей дочке 4 года. Мы каждый день ходим в магазин. Если проезжать мимо, она начинает впадать в истерику. Я, чтобы избежать конфликтов, иду у нее на поводу. Сама запустила эту ситуацию - понимаю. Как можно изменить ее сейчас? Мне кажется, я не найду нужных слов для объяснения, потому что боюсь.

Ответ эксперта
Ваше письмо напомнило мне сюжет старого фильма «Игрушка» с Пьером Ришаром в главной роли. Очень мудрый фильм. Если вспомнить, как развивались события в нем, то станет понятным, что детям нужны не только игрушки, а что-то более ценное и значимое для них – доверительные отношения с близкими людьми и их внимание. Потому угрозы, нотации, нравоучения оказываются бесполезными, пока ребенок не получит того, что он на самом деле хочет «купить».
Вы пишете, что идете на поводу у дочери, потому что хотите избежать конфликтов с ней. Почему это так важно для вас? Что случится, если конфликт все-таки произойдет? Постарайтесь понять, чего именно вы опасаетесь, и что вам мешает проявить твердость в отношениях с дочерью.
Дети часто экспериментируют со своими возможностями влиять на других людей, добиваться желаемого. Они интуитивно догадываются о нерешительности и стыдливости своих родителей. Понимая, что «на людях» родители не позволят развития конфликта, активно играют на этом. Похоже, что ваша девочка хорошо определила ваши уязвимые места и научилась «обходиться» с вами, как ей того захочется. Проблема заключается в том, что такие навыки манипулятивного поведения не только малоприглядны, но и вредны для самого ребенка, поскольку препятствуют его личностному развитию, не формируют в нем взрослые и зрелые способы достижения цели. А кто сказал, что все люди, которые будут встречаться на жизненном пути девочки, будут охотно принимать такой стиль общения? Поэтому важно учить ребенка сотрудничеству, умению договариваться. И первые уроки конструктивного общения, нахождения способов выхода из конфликтных ситуаций ребенок должен получить в семье. Манипуляции недопустимы ни со стороны взрослых, ни со стороны детей.
Немного о покупках. Если, услышав очередную просьбу о покупке чего-либо, вы понимаете, что это в данный момент возможно и целесообразно, покупайте спокойно, без споров и условий. Если же по каким-то причинам покупка не может состояться, твердо и решительно заявите об этом. Как показывает опыт, дети, столкнувшись с решительностью и твердостью родителей, достаточно быстро перестают устраивать истерики. Хотя не исключено, что девочка на первых порах попытается усилить те средства воздействия на вас, которые были эффективны. Ведь прежде эта модель поведения срабатывала. Вам остается набраться терпения и решимости.
Понимание того, что сложившийся стиль взаимоотношений между вами и дочерью, не только неприемлем, но и вреден для развития девочки, поможет вам найти в себе силы и правильно расставить границы и приоритеты в общении. Удачи!