Ребенок жует вещи
Здравствуйте! Мой сын 6,5 лет, когда волнуется или просто ему попадается ко рту вещь(ворот, игрушка), постоянно жует. Зимняя куртка и одежда в дырах. Еще у нас периодически бывают проблемы с недержанием кала. Обследовались, но ничего не нашли. Пили глицин и препараты на основе трав. Он активный умный мальчик, все понимает, но проблемы остаются. Ходили к психологу, во время занятий были всплески агрессии, но улучшений не было.

Ответ эксперта
Если врачи считают ребенка здоровым, то проблема носит, скорее всего, психологический характер. Механизмы возникновения описанных вами «плохих» привычек мальчика могут быть весьма сложными. И времени на их искоренение требуется довольно много. Обычно причины кроются в семейной ситуации или в особенностях взаимодействия с ребенком. Чаще всего, описанные вами проблемы наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался в строгости (особенно в отношении опрятности), в условиях завышенных требований со стороны родителей или недополучал их внимания. В качестве причин могут также быть стрессовые ситуации, изменение жизненных обстоятельств.
Сосание вещей – это своего рода самостимуляция. Ребенок как- будто сам себя успокаивает, утешает. Так часто происходит, когда младенец недополучал материнского внимания. В этом случае надо терпеливо восполнять недостаток внимания: много проводить времени с ребенком, общаться с ним, совместно заниматься интересующими его делами. Это позволит со временем избавить мальчика от неприятных переживаний, которые породили привычку.
Энкопрез (недержание кала) наряду с вышеназванными причинами может быть и при повышенном внимании матери к физиологическим отправлениям ребенка. Также причиной энкопреза может быть боязнь мальчика общения со сверстниками, страх, что его могут обидеть. Тогда ребенок бессознательно делает так, чтобы к нему никто не подходил. Конечно, возможны и другие причины беспокоящего вас поведения мальчика. Но в вашем письме слишком мало информации для того, чтобы более определенно представить ситуацию.
В целом, стойких невротических симптомов не бывает у уверенных в себе, умеющих адаптироваться к жизненным обстоятельствам людей. Потому важно, чтобы у мальчика не было чувства несостоятельности. Надо помнить, что ребенку очень нужна спокойная, доброжелательная обстановка дома. Категорически нельзя укорять и наказывать ребенка за его «привычки». Противопоказан авторитарный стиль воспитания, любые физические наказания, сравнения с другими детьми и все, что может унизить или задеть ребенка.
Еще хотелось бы сказать пару слов о ваших занятиях с психологом. Вы пишете, что от них не было улучшений. Однако не исключаю, что те всплески агрессии во время занятий (если ребенок не проявлял ее прежде) как раз свидетельствуют об улучшении в его психологическом состоянии.