psyhologies.ru
тесты
Вопросы психологу

Дочь активна и предприимчива в школе и отказывается соображать дома

Добрый день!

Дочери 8 лет, некоторое время назад стала замечать, что она ведет себя дома просто как младенец: не может принять решение, выполнить простейшее задание, сообразить элементарные вещи. Например, если нужно быстро открыть мешок с фруктами, она будет его ковырять, как робот, пока не развяжет или пока не задашь другую программу. Вскрыть ножом не сообразит, хотя пользоваться ножом умеет, и он лежит под рукой. Или нужно что-то вымыть, а раковина полна посуды. Она будет искать меня, чтобы спросить, как поступить с посудой, хотя мыть ее умеет, и даже любит. И уж точно не догадается просто выставить ее из раковины.

Сделать что-то быстро она не в состоянии в принципе, даже если она видела в окно автобус, который через две минуты пойдет обратно, прекратить поиск шарфика и уже бегом бежать можно заставить только силком.

С другой стороны, она с удовольствием командует младшей сестренкой и ее подружками, играет с ними в школу вполне интересно и креативно, судя по тому, что им до сих пор не надоело. И с удовольствием изображает маму, когда я предлагаю поменяться ролями.

При этом в школе или кружках она вполне себе инициативна, успешна, популярна в классе, совсем другой человек. Например, в математической олимпиаде, где много заданий на логику и сообразительность, показала второй результат на потоке; нашла себе сама кружок, про который я понятия не имела, и там показала хорошие результаты. Хотя, как только она сталкивается с сильным авторитетом (строгая учительница), тут же "выключается".

Разумеется, она сама от этого страдает, потому что все недовольны, но искренне не может собраться с мыслями. В результате заниженная самооценка, дурацкие двойки из-за забытой формы или незаписанного домашнего задания, ругань домашних из-за брошенных вещей и т.п.

Что происходит, она против чего-то протестует, или хочет побыть лялькой? Не затянется ли это всерьез и надолго? И я сама в детстве была изрядной бестолочью, да и сейчас еще встречаются дурацкие ляпы. Но я как-то из этого состояния вышла (сама не поняла, как), по крайней мере, на самооценку и семейную жизнь никак не влияет.

А вот мой папаша такой "младенец" до сих пор (61 год), это неудачный брак, бытовые проблемы и многое другое.

Что можно почитать на эту тему, на что обратить внимание? Как помочь дочери "включить мозги" и избежать серьезных проблем?

Заранее благодарна, Александра

Ответ эксперта


Александра, вы описываете свою дочь как вполне успешную ученицу, хорошего организатора. Ваша девочка самостоятельно способна выбрать себе занятия по душе, что нечасто встретишь среди восьмилетних детей. Но несмотря на большой список достоинств девочки вы обеспокоены тем, что она недостаточно самостоятельна в принятии решений, не проявляет практическую смекалку в быту. Складывается такое впечатление, что вы ждете от вашей восьмилетней дочери вполне взрослых и обдуманных поступков. Но она – всего лишь ребенок, у которого еще нет богатого жизненного опыта. Более того, в силу объективных причин (незрелости структур головного мозга) восьмилетний ребенок не способен проявлять чудеса организованности и практической смекалки. Как вы правильно заметили, «искренне не может собраться мыслями». Да, ваша девочка знает, как надо пользоваться ножом, мыть посуду, но это пока что отдельные практические навыки. Поместить эти умения в более широкий контекст жизненных ситуаций ребенку пока сложно. Да и вообще младшие школьники еще не способны ориентироваться ни в сущности процесса обучения, ни в смысле отношений между людьми, ни в социальных проблемах. Именно поэтому ваше недовольство, замечания, осуждение не могут улучшить поведение девочки. Она делает то, что ей сейчас по силам. Помочь ей стать более организованной поможет ваше терпеливое и чуткое участие. Девочка пока что еще нуждается в помощи и подсказках, как лучше организовать свои дела.


Нет беды в том, что ваша дочь забывает иногда взять форму или записать домашнее задание. Разве со взрослыми такого не случается? Дайте дочери возможность самой столкнуться с последствиями своих промахов. Скорее всего, эти последствия будут неприятны для нее. Получив такой негативный опыт, девочка станет впредь более внимательно относиться к своим обязанностям. Со временем записывать задания в дневник и брать форму станет привычкой. А вы и сами знаете, что для формирования какого-то навыка (даже у взрослых) требуется время.


Александра, похоже, что вам трудно и себе позволить совершать какие-то промахи, поэтому так трудно принять эти ошибки и у девочки. Но, человек не может быть безупречен всегда и во всем. Важнее, пожалуй, стремиться не к тому, чтобы не совершать «ляпы», а к тому, чтобы позволить себе их иметь, достойно отвечать за их последствия и уметь их исправлять.


обратная связь
psychologies в cоц.сетях

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер