Как научиться быть счастливой?
Здравствуйте. Я чувствую себя очень грустным и неинтересным человеком. Мои родители простые люди, они считали, что главное в семье - достаток, накормленный и ухоженный ребёнок, чистота в доме. Играла я всегда сама с собой, друзей у меня почти не было. На дни рождения кроме кусочка торта больше ничего не было, мне всегда говорили, что покупают в течение года много всего для меня. Когда я капризничала, то мать с укором твердила, что у многих детей вообще ничего нет, надо довольствоваться малым и т.д. Когда я становилась старше всё больше замыкалась в себе, всегда была что-то "должна", должна учиться, должна думать о будущем и никогда мне не говорили "отдохни". Сейчас я закончила вуз, живу с родителями работаю, денег получаю не очень много, значительную часть из них отдаю родителям потому, что им не хватает. Институтские подруги общаются со мной всё реже. Я нигде не была, хотя загран паспорт у меня был, но мать не пустила меня никуда пока он действовал, у меня нет ни своей комнаты, ни дачи, ни родственников... Иногда я смотрю впереди себя и вижу большую пустоту, эмоций у меня почти нет и часто бывает тяжело, очень одиноко. Не виню никого в своих проблемах, ведь я могу как-то изменить свою жизнь, но не знаю как, да и денег не так много.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Маша!
Конечно, какие-то изменения требуют денег - например, снять свою квартиру и обрести свою собственную комнату. Но многие молодые люди сейчас снимают квартиры на несколько человек, отделяясь от родителей - в Москве, например, это стало очень распространенной практикой.
Конечно, родители бывает, сопротивляются такому отделению, приводят аргументы: “Зачем тебе тратить лишние деньги?”. Конечно, чтобы решиться на это, нужно иметь достаточный круг знакомств и известную решимость поменять свою жизнь.
Кажется, у вас вполне созрела такая решимость?
Что вы точно можете сделать прямо сегодня, в той ситуации, в которой вы находитесь? Вы пишете, что вы постепенно перестали общаться с университетскими подругами; вероятно, вы не очень часто отвечали на их приглашения? Позвонить и начать с кем-то общаться, пойти в кино или просто прогуляться вы можете с кем-то из них прямо сегодня, не так ли?
Может быть, на вашей работе есть люди, с которыми можно общаться в свободное время?
Вы говорите, что у вас не очень много денег, подумайте, может быть пора поискать другую работу? Дополнительную работу? Тогда, возможно, вы получите возможность распоряжаться своим заграничным паспортом по своему усмотрению?
Вы не обвиняете родителей в том, как сейчас сложилась ваша жизнь, в конце концов, они заботились о вас в меру своих сил и возможностей, а если вы сейчас хотите устроить свою жизнь иначе, то у вас все для этого есть; с сегодняшнего же дня. Не бойтесь, следуйте своим желаниям, они совершенно точно есть, равно как и эмоции. Разрешите им иметь свой голос и дайте им немного больше прав, позвольте им принимать участие в принятии решений, касающихся вашей жизни. Возможно, родители не сразу примут вашу самостоятельность, но если вы будете последовательны, у вас все получится.
В принципе “довольствоваться малым” нет ничего плохого, если речь идет от “потреблении”, но жизнь не должна быть скудной на события, встречи, отношения с людьми, если это не собственный сознательный выбор. Пока же видно, что вы живете не свою жизнь, а жизнь, которую выбрали для себя и для вас родители, и такая жизнь стала вас сейчас тесна.
Идите искать свою жизнь, я искренне желаю вам сил и смелости.