Как объяснить cыну, что у него нет отца?
Сыну скоро три года, с его отцом мы расстались до родов. Он не знает слова «папа», а в мае он идет в садик, дети его начнут спрашивать, кто его отец... Как и когда заговорить с ним об этом.

Ответ эксперта
Мне кажется, вы начали тревожиться «с запасом», заранее, по двум причинам. Первая – желание оградить ребенка от ощущения, что с ним и семьей «что-то не так». Конечно, по-думать об этом имеет смысл – есть и книжки, и в интернете эта тема обсуждается. Известно, что для детей лучше иметь хоть какое-то представление об отце (даже критическое), чем не иметь его вовсе. Но вторая – и очень важная! – причина вашего беспокойства связана с тем, что вы сами не считаете свою житейскую ситуацию обычной, «правильной». И какими бы словами вы ни начали говорить с сыном, неловкость, привкус вины или горечи все равно почувствуются, ведь они у вас есть. Прежде чем решить, как начать говорить с мальчиком об отце, вам важно понять, что вас пугает на самом деле. По вашему письму создается впечатление, что писали вы его с усилием: если бы не детский сад и не опасность вопросов, вовсе бы не стали это обдумывать. Ваша озабоченность может больше повредить уверенности и самооценке вашего сына, чем вопросы детей. Прежде чем готовиться преодолевать будущие трудности, постарайтесь понять собственные страхи и не путать их с опасениями за сына.