Ребенок агрессивен?
Ребенку (4 года 7 мес.) Полтора года назад (когда мальчику было чуть больше трех лет) семья распалась. Развод получился «громким», со скандалами, которые очень пугали сына. С тех пор отец с сыном практически не общается, воспитывает ребенка мать и ее родители. У ребенка ночные страхи (отказывается оставаться в темной комнате один, боится, просит оставлять включенную лампу на ночь); и конфликтность (выражается в том, что мальчик не любит проигрывать. Даже в мелочах, например, играя с дедушкой в шашки. Всегда важно быть первым, лучшим. Если в семье такое поведение еще терпимо (хотя не желательно), то в детском саду возникают проблемы. До недавних пор был сверхтерпеливым ребенком, никогда не отвечал, даже если другие дети из группы его обижали. А теперь научился «давать сдачи», иногда даже так, что, по мнению воспитательницы, оказывается зачинщиком ссоры.

Ответ эксперта
Алина, вы рассказали о своем разводе, а затем перечислили волнующие вас моменты в развитии и поведении сына. По-видимому, причину трудностей мальчика вы видите именно в расставании его с отцом. Давайте разберемся, как можно помочь вашему малышу.
Страх темноты – это достаточно распространенное явление у детей дошкольного возраста. Особенно часто такое бывает в семьях, где взрослые сами достаточно беспокойны, но в то же время принципиальны по отношению к своим детям и не позволяют им проявления слабости. Хорошо, что вы принимаете страх малыша, разрешаете ему спать со светом. Поговорите с мальчиком, узнайте, чего именно он боится. Обычно дети боятся различных чудищ, монстров, которые могут выскочить из темноты. Можно предложить мальчику нарисовать свой страх, а затем «превратить» его с помощью дорисовывания различных атрибутов в смешного неопасного персонажа. Также можно «призвать на помощь» любимую игрушку, которая будет ночью охранять сон ребенка.
Что касается отношения ребенка к проигрышу. Конечно, не стоит упрекать его, если он расстроен поражением. Постарайтесь понять причины его обид. Многие дети связывают победу с отношением к ним близких людей. Им может казаться, что любят только победителей и успешных. А количество получаемой любви пропорционально количеству побед. Потому важно демонстрировать свою любовь ребенку независимо от его успешности. Акцентируйте внимание на процессе игры, на получаемом удовольствии от нее. Проигранная партия – это тоже результат, опыт, необходимый для будущих побед. Можно научить ребенка обращать внимание на свои собственные результаты в игре. Да, проиграл и в этот раз, но зато «съел» у дедушки шашек гораздо больше, чем в прошлый раз. Чередуйте сложное с простым, чтобы после неудачи ребенок мог ощутить успех. Приучить мальчика к проигрышам помогут «быстротечные» игры (например, «камень, ножницы, бумага»), где быстро сменяется победитель. Важно воспитывать адекватное отношение и к проигрышам, и к выигрышам.
Умение постоять за себя, пожалуй, лучше, чем молчаливое «проглатывание» обид. Другое дело, что насилие всегда порождает насилие. Потому важно учить ребенка защищать себя, по возможности, не кулаками, а словами и не доводить конфликты до драк. Сосредоточьте свое внимание на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Проигрывайте дома с игрушками конфликтные ситуации, возникающие в саду с детьми, и демонстрируйте, как надо вести себя в той или иной ситуации. В семье культивируйте атмосферу заботы, чуткости и поддержки. Чем более уверенным будет чувствовать себя мальчик, тем реже он будет испытывать гнев, а, значит, останется меньше поводов для агрессивного поведения.