Жестокость ли это?
здравствуйте. у меня двое сыновей 6,5 и 5 лет. во время прогулок они часто давят насекомых - муравьев, солдатиков, объясняя это тем, что они могут укусить их или других жуков, или же палками как-бы косят траву. я не совсем уверена, что это проявление жестокости. меня в данной ситуации пожалуй больше тревожит реакция посторонних. и хотя я не могу сказать, что они проявляют жестокость по отношению, например, к котятам, но все же некоторые опасения у меня присутствуют. стоит ли мне опасаться, что это поведение моих детей в будущем приведет к жестокости по отношению к людям? спасибо.

Ответ эксперта
Часто дети могут быть жестокими к животным, другим детям по неведению, т.е. не имея намерения причинить боль. Просто в силу отсутствия жизненного опыта они не представляют последствий своих поступков. В силу детского эгоцентризма детям дошкольного возраста трудно понять, что другие люди, животные могут испытывать страдания, чувствовать боль, как и они сами. Потому дети, не задумываясь, могут причинять боль другим существам. Кроме того, дошкольникам пока еще сложно управлять своим поведением, потому часто их поступки носят импульсивный, спонтанный характер. Но было бы заблуждением считать, что по мере взросления и развития ребенок сам собой станет задумываться о последствиях своих неблаговидных поступков и перестанет их совершать. Такое поведение может войти в привычку и будет распространяться на все более широкий круг живых объектов. Потому, безусловно, родители должны твердо пресекать любые попытки ребенка причинить боль кому-либо и, что особо важно, учить детей сочувствию и состраданию.
Наталья, из вашего письма складывается впечатление, что лично вы не видите ничего предосудительного в том, что ваши дети просто так уничтожают муравьев, жуков, траву, тем более, что они объясняют свое поведение - таким образом они защищают себя, других жуков. Смущает вас реакция окружающих. Не имея своей твердой позиции в данном вопросе, трудно выработать ее у детей. Только ваше четкое понимание недопустимости такого поведения поможет детям определиться с границами дозволенного в отношении других живых существ.
Дети часто в своих играх подражают героям полюбившихся мультфильмов, книг. Но если это мультфильмы, основным сюжетом которых является насилие, то у ребенка формируется искаженный образ положительного героя, добра. Например, тот же человек-паук – по сути, добрый герой. Вот только добро он несет, что называется, «огнем и мечем», да и вид имеет весьма устрашающий. Его боятся, он жестоко дерется и т.п.
Не таким ли героям подражают ваши дети?
Позаботьтесь об интересах ваших детей, обсуждайте с ними просмотренные мультфильмы, прочитанные книги, помогите им разобраться в категориях добра и зла. Обращайте внимание на чувства персонажей. Постарайтесь использовать любую возможность, чтобы отметить важность таких понятий как сострадание и сочувствие.