Я боюсь ответственности за свои слова (в рамках онлайн-конференции "Быть в согласии с собой")
Я боюсь брать ответственность за свои слова. Мне легче сделать так, как меня просят, пусть даже я не хочу, чем идти в перепалку с кем-то и делать по- своему и брать при этом на себя ответственность. Плюс ко всему я чувствую перед ними чувство вины, хотя я ни в чем не виноват. Пример: мне надо идти на выпускной, а я не хочу, но я боюсь сказать друзьям нет, потому что они будут этому не рады. Я делал попытки, но все ничем не заканчивалось. Я только тупо соглашался и чувствовал чувство вины перед ними и после боялся встретить их, прятался по углам в прямом смысле этого слова.

Ответ эксперта
Максим, я не знаю, с чем связан ваш страх ответственности за свои слова. Возможно, кто-то или что-то в вашем опыте убедило вас, что отвечать за слова трудно и опасно, это требует неимоверных усилий: если вы дали слово, то во что бы то ни стало его надо сдержать – умереть, но сдержать. Даже если вы в душе хотите возразить или не согласиться, то чувствуете себя виноватым. Похоже, что в отношениях с кем-то из важных для вас людей преданность и постоянное согласие считались само собой разумеющимися, а возражение вызывали гнев или отвержение, насмешку или уничижительные замечания.
Мне кажется, не надо вступать в перепалку, отстаивая свое мнение или пожелание. Попробуйте найти нейтральную ситуацию, где вы чувствуете себя настолько свободным, чтобы спокойно внутри себя обозначить свое мнение. Постарайтесь уловить это ощущение: я могу не соглашаться и при этом не чувствовать вину. Попробуйте сосредотачиваться на таких ситуациях и чувствовать свою независимость от чужого мнения. Это получится не сразу. Возможно, понадобится какое-то время (дней десять) - скорее всего, постепенно вы начнете себя чувствовать более устойчивым в отношениях. И тогда в тех случаях, когда вы не согласны с кем-то (например, со своими одноклассниками) обозначьте несогласие про себя, т.е. скажите себе: «Я не согласен», - и посмотрите, какие чувства в вас возникнут. Затем, если вы почувствуете в себе достаточно сил, вслух кратко сформулируйте свое пожелание или мнение. Если сил будет недостаточно, то промолчите, но это уже не будет «тупым соглашательством». И продолжайте находить ситуации, где вы можете обозначить свои пожелания, молча или вслух. Я надеюсь, это поможет вам почувствовать себя более свободным и независимым.