Как перестать бояться будущего?
Здравствуйте.
Я никак не могу перестать беспокоиться о своем будущем и о том, что меня ждет впереди. В этом году я заканчиваю университет, недавно начала жить с молодым человеком. Жизнь меняется. Несмотря на то, что у меня есть работа, которая мне нравится, я не перестаю волноваться о том, где буду работать дальше, через два года, через три. Все время хочу постороить какие-то конкретные планы, хотя понимаю, что это невозможно. Я переживаю за свою будущую семью, где будет работать мой молодой человек, когда станет моим мужем? Как мы будем жить? Будет ли нам хватать средств? И даже за своих еще не родившихся детей, я уже переживаю: сможем ли мы обеспечить их? Эти тревожные мысли одолевают меня постоянно, даже на работе, сколько бы ни было дел, я не перестаю думать. Когда я говорю об этом со своим молодым человеком, он внимательно меня слушает, хоть ему и не понятны мои сомнения. Он успокаивает, говорит, что сделает все возможное, чтобы у нас все было хорошо, что невозможно продумать все будущее детально и построить все планы. И я понимаю, что он прав. Но тревога все равно не отступает. Чужие слова меня сильно задевают и ранят, я стала очень зависеть от чужого мнения, все время боюсь кому-то не понравится, или что мой молодой человек не будет нравится моим родственникам, переживаю, что скажут люди в ответ на мой тот или иной поступок.
Иногда мне кажется, что у нас ничего не получится. Как справится с этим и начать радоваться жизни? Ценить "здесь и сейчас", тем более, если все хорошо?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Мы все беспокоимся о том же, нам всем приходят в голову такие мысли, вопрос толко в их интенсивности. Вам нравится ваша работа, вам знакомо это приятное чувство, когда ты удовлетворен тем, что делаешь; так бывает далеко не всегда. Иногда мы теряем это чувство, работа перестает устраивать — то, что раньше сами считали победой и достижением, становится рутиной, перестает радовать — значит, пора что-то менять. Так же бывает и во многих других областях жизни. Мы не можем построить нечто на всю жизнь. Поэтому не стоит тревожиться о том, как вы будете справляться с той или иной задачей в будущем — вы будете брать на себя столько и то, с чем будете справляться, к чему будет стремиться ваша душа, и все будет хорошо. Мы вырастаем, решая задачи. Оглянитесь назад и вспомните, как, например, вы о чем-то тревожились, с чем потом отлично справились.
Вы не можете нравиться абсолютно всем, уже по одному этому основанию можно было бы прекратить волноваться о том, нравитесь ли вы своему ближайшему окружению. Ваш молодой человек может совершенно не понравится вашим близким, но живете с ним вы и строите планы на жизнь с ним вы, важны только ваши с ним отношения. Окончание учебы, создание семьи, рождение детей, переход на новую работу — все эти события, даже когда они ожидаемы, когда они радуют, когда к ним стремились, тем не менее, являются серьезными стрессогенными событиями. Просто учитывайте это и не забывайте себе напоминать, когда тревога необъяснимо возрастает: «А, наверное, я реагирую на возросший уровень неопределенности, так я не буду волноваться заранее.» Иногда такое простое напоминание себе может быть очень эффективным. Вы можете обратиться к психологу, если у вас есть такая возможность — такая работа помогает лучше узнавать себя и делает наши способы саморегуляции более эффективными.