О чем говорит тяга к предсказаниям?
Однажды мне погадали на кофейной гуще и теперь мне интересно знать что ждет меня впереди. О чем это говорит? О каких комплексах или страхах? над какой областью жизни нужно поработать чтоб прошло желание знать будущее?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Александра!
Желание заглянуть в будущее не относится к патологическим, а напротив, является вполне естественным. Мы все время планируем и строим образы желаемого будущего. Но будущее может пугать, если мы чувствуем, что не делаем чего-то важного в настоящем. Или не ощущаем связи того, к чему мы прилагаем усилия и тем, что с нами случается.
Ответ на ваш вопрос кажется очень простым: чтобы не заглядывать бесконечно в туманное будущее, нужно заниматься, «поработать», как вы говорите, с настоящим. Как только вам удастся почувствовать, что ваше будущее творится вами и прямо сейчас, вы не будете со страхом смотреть в завтрашний день. Может быть, вы не ощущаете, что самые важные решения в вашей жизни принимаете вы сами? Может быть, вы покорно отдаете их в руки других людей, пускай и самых близких?
Конечно, случайностям и неожиданностям всегда есть место в нашей жизни, к счастью, мы не можем все предусмотреть.
Найдите свое дело, которое даст вам ощущение полноты жизни прямо сегодня, в таком случае вас не будет пугать «завтра».
Ответ эксперта
Здравствуйте, Александра,
Люди всегда стремились знать свое будущее, поскольку будущее – это всегда самая неизвестная и загадочная, а следовательно пугающая часть нашей жизни. Отсюда многочисленные практики гаданий, вызываемых сновидений, фантастические и научные идеи о машинах времени и природе времени.
Желание знать свое будущее связано с попыткой контролировать то, что неизвестно, то, что контролировать невозможно. Богини судьбы – мойры, парки, норны, Доля и др. – как правило, неподкупны и глухи к человеческим мольбам. Даже верховные боги их боялись, поскольку не имели власти над ними. Видите, в дошедших до нас древних мифологиях даже боги не властны над своей судьбой, что уж говорить о человеческой доле.
Аналитические психологи считают, что древние боги продолжают еще жить в нашей психике, но поскольку мы в них не верим и их не знаем, то они уже не являются для нас помощниками, а скорее проявляются в виде болезней и прочих симптомов. Древнейшее состояние (в каком-то смысле протобожество), связанное с переживанием тревоги, а именно тревога заставляет нас идти к «гадалкам», - это Хаос. Хаос – это то, что было до возникновения чего-либо (Хаос - изначален). Безликий, безымянный Хаос вызывает в душе пугливое и безумное движение. Развитие любой мифологической системы связано со стремлением структурировать изначальный хаос – нечто, что живет в очень глубоких слоях нашей психики.
Переживание хаоса вызывает к жизни древнейшую богиню неизбежности и необходимости – Ананке, на которую рационально или волевым усилием повлиять никак нельзя. В каком-то смысле, это богиня мирового порядка, потому что рождение, судьба и смерть находятся именно в ее власти. Но неизбежность вызывает в нас столько же тревоги, сколько и хаос. И жизнь между наковальней хаоса и молотом неизбежности – это и есть один из генеральных факторов человеческой судьбы. И неопределенность, и неизбежность всегда вызывает в нашей душе определенное страдание, которое в свою очередь мы переживаем как тревожность.
Стремление знать будущее – это архетипическая потребность, свойственная всем людям независимо от веры, этноса, расы, возраста, пола, профессии, характера и т.д., поэтому она всегда будет эксплуатироваться гадальщиками, прорицателями, ясновидящими, парапсихологами. Несправедливо будет утверждать, что гадательные практики неэффективны и халтурны по своей природе. Они оказывают необходимый терапевтический эффект для нашего сознания, которое тревожится, которое не может выносить неопределенность, которое не чувствует в себе силы самостоятельно влиять на свое будущее и поэтому проецирует эту силу на «гадалок». Но, как мы помним из сказок про спящих или мертвых царевен, прорицание никогда не помогает избежать судьбы. Вероятно, в каком-то смысле, гадание – это и есть созидание судьбы – установка некого направления для жизни. Но всегда остается открытым вопрос – является ли это направление истинным? Способствует ли оно нашему психологическому и духовному развитию, нашей индивидуации?
Любое гадание или прорицание – есть стремление соприкоснуться с собственной глубинной психологией, где все еще живут древние божества. Проблема лишь в том, что все гадательные практики слишком буквализируют нашу «глубину» до некоторого сценария (например, гадальные карты) или образа (кофейная гуща), переводя ее на знакомый нам язык сознания. В то время, как речь должна идти не сколько о конфликтах сознания, сколько об архетипическом или «божественном» внутри нас. Другими словами, современные прорицатели работают с эго-конфликтами и эго-тревогами своих клиентов в то время, как эти конфликты имеют совсем другую природу. Отсюда возникает потребность возвращаться к гадательным практикам, поскольку, хоть суть проблемы они не затрагивают, но тревогу снижают.
Возвращаясь к вашим вопросам, резюмирую, что желание знать будущее не пройдет никогда – это общечеловеческая потребность. Просто к этой потребности можно относиться как к необходимой части нашей душевной жизни, важно признавать эту потребность, а не бороться с ней, пытаясь удовлетворить неудовлетворимое. Важно в какой-то момент признать, что наша психика состоит не только из сознания или эго. Есть более глубокие части, и некоторых из них я выше назвал, которые тоже активны, которые стремятся воплощаться в нашей жизни, и один из способов воплощения этих архетипических сил – это тревога по поводу своего будущего, которая, по сути, является отображением глубинного конфликта между неопределенностью (Хаос) и неизбежностью (Ананке и другие богини судеб). Поскольку этот конфликт оказывает на эго чрезвычайно сильное воздействие, эго стремится себя успокаивать вместо того, чтобы признать за этим конфликтом важную часть или важное условие нашей жизни.