Как справиться с постоянным самоконтролем? (в рамках онлайн-конференции "Быть в согласии с собой")
Мне 16 лет. И у меня не получается жить полной жизнью, так как я постоянно пытаюсь себя контролировать: отказываюсь от прогулок с друзьями и знакомства с новыми людьми ради учёбы (и в итоге половина этого времени уходит на пустяки вроде интернета), всё время подсчитываю калории (навязчивая идея, так как с детства далеко не отличаюсь худобой) и каждый раз, съедаяя что-то калорийное, мучаюсь чувством вины, ничего не хочется и всё в таком духе. Пытаюсь лишить себя чего-то во имя другого, как мне кажется, более правильного. Но и в том, и в другом случае чувствую себя несчастливой: либо угрызения совести, либо сожаление о том, что юность трачу зря.

Ответ эксперта
Мне кажется, дело не в самоконтроле, а в готовности отказаться от того, что интересно, ради того, что правильно. В ваших словах я увидела некоторый парадокс: вы действительно очень стараетесь делать то, что считается правильным и, скорее всего, является таковым (к примеру, серьезная учеба требует много времени, и приходится выбирать между встречами с друзьями и занятиями) – парадокс заключается в том, что по отношению к вам это в некотором роде "внешняя правильность". Складывается впечатление, что отказ от прогулки с друзьями диктуется внешним «надо», а не внутренним «хочу». И пусть вас не пугает «хочу»: это не синоним вседозволенности и безграничной вольницы. В «хочу», которое я имею ввиду, проявляется живой интерес и стремление к поиску своего места и своего дела в жизни.
Возникает вопрос: а чего хочется вам? Что интересно? Что вас к себе тянет на уровне смысла? Есть ли в учебе такие предметы, которые вам безусловно интересны, которые вы хотели бы постигнуть и стать специалистом в этой области не зависимо от того модна ли, престижна ли эта профессия? Ваш интерес, ваше желание и ваша возможность слышать себя являются здесь решающими.
То же самое можно спросить и относительно похудания. Для чего это нужно (?) делать? Вам этого хочется? Если да, то чем продиктовано это желание – эстетическим видением (более стройные девушки воспринимаются вами как наиболее красивые и превлекательные)? А может быть, кто-то из вашей семьи не любит полных женщин и говорит об этом? А что лично вам нравится? Что для вас красиво в женском теле?
И последнее – о том, что юность проходит зря. Мне кажется, что юность - один из самых трудных периодов человеческой жизни. Многие люди переживают в это время сильное чувство неуверенности: а смогу ли я состояться в профессии, семье, в отношениях с друзьями... При этом сущестует мнение, что в юности мы обязательно получаем опыт первой любви, глубокой дружбы, веселых встреч и интересных увлечений. Да, такое возможно, но вовсе не обязательно. Юность у каждого своя, и если вы постепенно найдете СВОЕ - свой интерес и свое «хочу» - то и юность станет яркой и, может быть, незабываемой.