Стоит ли видеться отцу и ребёнку?
У меня очень сложная ситуация, я в тупике. Я родила сына одна, отец от него отказался. После родов отец пришёл поддержал меня и сказал, что я молодец!!!!- в результате исчез на 3 года. Родители отца моего сына всячески пытались поддерживать и дружить со мной и моим сыном. Когда исполнился год моему сыну я встретила человека, который заменил моему сыну отца.(он называл его папа). Отношения как семьи не сложились, с так называемым папой мы дружим и по сей день и называем его просто Андрюша. Через три года наш биологический папа вышел из литаргического сна и стал приходить и дружить с ребёнком. Я рассказала ребёнку, что это и есть его папа. На 5,5 году жизни наш папа решил жениться и сказал мне такую фразу: " пока я не придумал как видеться с сыном, я с ним видеться не буду", при этом я точно знаю что жена не против их общения. Теперь мой ребёнок спрашивает кто теперь будет моим папой, у меня что его нет? - естественно, я ответила, что есть, что его папа просто эгоист. Но вопрос то висит, как быть с чувствами ребёнка, то этот папа есть, то его нет. За 2 года, был у ребёнка около 3х раз и постоянно ему что-то обещает. С папой то я вопрос ещё могла бы решить, но есть ещё бабушка и дедушка - мой сын их любит и они его. Но до бабушки не доходит, что папа - "........", и она всячески пытается навязать свою семью в полном размере, с прабабушками, племянниками и т.п.

Ответ эксперта
У каждого ребенка есть потребность в крепких корнях, которые помогли бы ему надежно держаться в мире. И эти корни крепки тогда, когда ребенок чувствует: два самых родных человека хотели появления его на свет и очень дорожат этим. Такие чувства могут вызывать как реальные люди –родители ребенка - так и их образы, создаваемые ближайшим окружением.
Конечно, женщине, которая обижена «наплевавшим» на своего ребенка бывшим партнером, трудно представлять сыну его отца в положительном свете. Но в том-то и состоят мудрость и самообладание матери, что они позволяют нести ребенку в своей душе образ отца с гордостью.
Людмила, вы описываете отца вашего сына как человека ненадежного, необязательного, мало заботящегося о мальчике. Увы, так бывает. Видимо, у вашего бывшего партнера есть свои какие-то личностные причины, заставляющие его поступать именно так. Но только он сам может в них разобраться, если этого пожелает. А вы постарайтесь по отношению к отцу вашего сына занять понимающую, а не обвиняющую позицию. Сколько будет общения между ними, столько пусть и будет. Дети легко принимают действительность такой, какая она есть. Важно, что отец присутствует в жизни сына. Ваша задача – не препятствовать их взаимоотношениям. Пусть ответственность за эти отношения будет не на вашей совести. Спустя какое-то время мальчик сам разберется, что к чему.
Что касается взаимоотношений с другими родственниками отца мальчика. Вы пишете, что они любят мальчика, да и мальчик тоже испытывает к ним теплые чувства. Разве это плохо, что у мальчика есть много любящих его близких людей? С каждым из них ребенок выстраивает свои особые отношения, каждый как-то по-особенному дорог ребенку. Позвольте своему сыну иметь разный опыт выстраивания отношений с разными родственниками. Вам хочется, чтобы родители отца вашего сына признали, что их сын – «……». Наверняка они это понимают. Ведь не зря они принимают такое активное участие в воспитании мальчика, заботятся о нем. А, может быть, в этом и есть их мудрость, благодаря которой ребенок будет иметь внутренний положительный образ своего отца?