Твердости бы мне (в рамках онлайн-конференции "Быть в согласии с собой")
Здравствуйте!
У меня такая проблема:я порой стараюсь соответствовать стандартам других людей, и не делаю того, что подсказывает разум.Что это? Я предполагаю - желание соответствовать, желание похвалы, быть как все, желание принятия обществом в лице отвергшей меня матери? Да, так и есть. Но как справиться с этим, есть ли верный путь, слово, фраза? Может, она найдется для меня у вас?...Быть может, я справлюсь сама.
Шаги к этому я делаю, но как добиться в себе твердости? Когда наступает такой критический момент, взять и отстоять себя, не боясь, что в ответ своей критикой задену другого человека (видимо, во мне сильно желание быть хорошей для мамы, потому и позволяю себе нахамить - уж лучше себе - а потом страдаю от невысказанности )?Может быть, вы подскажите.Хотя я и сама неплохо разбираюсь, но после общения с психологами, психотерапевтами ощущаю те желанные поглаживания, понимание, и принятие, чувствую себя маленькой девочкой. Спасибо вам всем!! Я вас очень люблю..

Ответ эксперта
Здравствуйте, Викуша
Складывается впечатление, что речь в вашем письме идет не столько о твердости, сколько о ясном ощущении своих границ и праве на их обозначение, а иногда и отстаивание. А также о приемлемых для вас способах выражения несогласия или критики.
Викуша, думаю, если вы будете более уверены, что используемая вами форма критики или несогласия не ранит человека, которому она адресована, то вам будет спокойнее, вы будете себя чувствовать свободнее и устойчивее. Критические замечания стоит формулировать так, чтобы они были полностью приемлемы для вас, окажись вы на месте критикуемого. Кроме того, чтобы критика не задевала вашего собеседника, хорошо бы свести к минимуму или совсем избегать негативных эмоциональных оценок (например, "это плохо", "никуда не годится"). Можно выразить свое несогласие с тем, что и как сделано, предлагая каким образом можно сделать лучше.
Относительно «позволения нахамить». Попробуйте учиться кратко обозначать свое несогласие с происходящим одной фразой: «Мне так не нравится» или «Я с этим не согласна». При условии, что это высказывание отражает ваши чувства и соответствует пониманию ситуации. Важно научиться выражать свои чувства сдержанно, чуть отстраненно, не торопясь. Это констатация вашего состояния и одновременно обозначение границ, а не ответный удар. Если вы перестанете в себе накапливать невысказанные «задетости», то, скорее всего, почувствуете себя спокойнее и увереннее.
Мне кажется, что если вы будете высказываться подобным образом, предварительно стараясь понять существенные моменты ситуации, то отвержения не будет.