Как справиться со страхом?
Здравствуйте Екатерина. Помогите пожалуйста, разобраться в себе)))
Мне 35, ему 52. Женаты оба второй раз. Женаты два года. Мой первый брак длился пять лет, его 20. У него есть сын от первого брака, у меня нет детей. Отношения с сыном у него сейчас на нуле. Тяжелая история про предательство сына со слов моего мужа (объективных подробностей не знаю). Брак у него был тоже сложным (с его слов и слов его матери), как они оба утверждают - бесконечные скандалы из-за нечего, просто потому что она была сложный человек. Все вроде бы хорошо:-) Но есть одно НО. Он бывает временами настолько внутренне напряжен (как будто что-то его раздирает, а он пытается это удержать, но не удерживает и достаточно любого незначительного повода или того, что ему покажется поводом - и взрыв! В такие минуты - меня просто окутывает волна СТРАХА, я физически чувствую наближающееся напряжение - живу в непроходящей тревоге.... Это повторяется периодически и не всегда у меня получается или вовремя "улизнуть" или предупредить своими действиями (опять же когда он готов "слышать" что-то другое). Такие состояния у него сменяются на такие с которыми наши отношения вполне можно назвать гармоничными. Но даже в состоянии затишья, когда я пытаюсь донести до него свои ощущения в те минуты - он утешает меня, что не надо бояться, что любит и все хорошо и т.д. В этих состояниях вербальной агрессии и неспособности и нежелания слышать никого кроме себя до рукоприкладства не доходит, но правда недавно досталось коту. Я застала его за этим занятием - действительно искренне ужаснулась - он притих, задумался, даже нам удалось это проговорить - согласился с тем, что взорвался, что не прав, правда это согласие все равно было вперемешку с тем, что от виноват сам....но и его "озарения" все равно не исключают повторений...Вопрос - что происходит? Что с этим делать и возможно ли? Как совладать со своим страхом, если подобного не изменить.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Когда я читала ваше письмо, у меня возникло впечатление, что вы стали большим специалистом в проблеме состояний Вашего мужа. По их поводу у вас есть целый план ответных действий: вы чувствуете приближающийся взрыв, стараетесь предупредить его, в затишьях пытаетесь «донести», добиться согласия, «озарений», проговорить и т.д. И у меня спрашиваете, что ВАМ делать?!
В связи с этим у меня возникают вопросы: приносят ли взрывы вашего мужа какие-то неудобства ему самому? Как он к ним относится? Знает ли он о том, что вы собираетесь «с этим что-то делать»? Собирается ли он как-то участвовать в этом или хотя бы быть в курсе ваших действий? Думаю, вы неспроста привели краткие факты из биографии вашего брака. Из них следует, что причины сложностей в истории вашего мужа всегда приписаны кому-то: виноваты сын, первая жена и даже кот. Но что заставляет вас поддерживать эту традицию и брать только на себя ответственность за то, что происходит?
Полагаю, ваш страх вынуждает вас искать защиты. Но способ защищать себя, который вы выбрали, - деликатно регулировать состояния мужа чуть ли не в обход его самого – весьма сложен и, по-видимому, не слишком эффективен. У меня есть предположение, что этот способ вкупе с самими «взрывами» имеет особое значение в ваших отношениях. Как вы думаете, в случае «отказа» от своих взрывов не потеряет ли ваш муж добрую долю вашего участия, внимания, чуткости, вашей погруженности в его настроение? А вы сами, не потеряете ли чего-то ценного?
Может быть, именно это и мешает вам защищать себя более прямо?