Как стать самим собой или разобраться в себе?
Здравствуйте. Мне 15 лет, и я уже устал от того о чем я парюсь. Раньше я строил из себя разные маски. Но в конце концов понял, что ЛУЧШЕ стать собой. Но я не знаю как это правильно сделать. И как понять какой я есть и должен быть. Просто иногда думаешь что "А возможно это тоже моя маска".
Помогите чем можете, буду очень благодарен.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Вадим!
Вы приняли такое решение, которое я не могу назвать иначе, как чудесным. И понимаю, как это может быть трудно: отделить свое от не своего. Мы в юнгианской психологии называем эти маски «Персоной». В какое-то время вам зачем-то были нужны маски — чтобы быть принятым в каком-то коллективе, чтобы походить или не отличаться от важной для нас группы людей, даже чтобы быть принятыми своими же родителями, которые порой хотят видеть нас только «такими», а не иными. Родители могут поощрять одни занятия и оставаться равнодушными к другим интересам своего ребенка, формируя его определенным образом, который кажется им верным. Взросление и понимание себя позволяет человеку заняться развитием тех своих сторон, которые ему самому кажутся важными.
То есть, в какое-то время маска служит благой, вроде бы, цели — адаптации. Но «прирастая», она лишает человека возможности быть собой, тормозит его развитие. Именно это вы и почувствовали на своем опыте.
Вы говорите, что вам трудно понять, где ваше, а где — нет. Сейчас вы находитесь в таком возрасте, когда, действительно, это трудно понять. И дело не только в масках, а еще и в нормальной возрастной смене интересов, формированию новых. Не бойтесь ошибиться сейчас, просто следуйте тому, чего вам хочется. Задайте себе вопрос: «Чего я всегда хотел, но не имел возможности (силы, воли, смелости, навыков, поддержки и т.д.) делать? Попробуйте что-то из этого списка. Конечно, вы все еще, исходя из вашего возраста, можете зависеть от родителей и от их решений. Но делайте сейчас то, что точно-точно в ваших и только ваших силах. Прислушивайтесь к себе, нечто внутри вас всегда даст вам знать, правильно ли поступаете. О том, что мы отклоняемся от верного для нас пути, нам дают знать различные болезненные симптомы, бессонница, плохое настроение, боли, отсутствие желаний, апатия, головные боли. Когда вы делаете что-то, что является «вашим», вы ощущаете подъем, прилив сил. Не бойтесь начинать что-то новое для вас — это единственный способ найти. Не бойтесь периода, когда что-то получается плохо — когда-то вы не умели писать и считать.
И еще одна важная вещь. Когда-то все маски нам были нужны для того и потому, что нам казалось, что нас невозможно принять и любить такими, какими мы являемся. Обычно это не так. Истинное принятие и любовь хотят истинного вас. Близкие и друзья хотят соприкасаться с нами, а не с нашими суррогатами. Вы прекрасны уже прямо сейчас. Хотя мы и несовершенны в каждый миг нашей жизни, у нас всегда есть возможность приближаться к истинному в себе.