Поставить точку или пытаться наладить отношения?
Добрый день.
Я нахожусь заграницей по учебе (в Европе), у меня ребенок 10 лет (сейчас на лето отправила в Россию, до этого была со мной).
У меня здесь никого нет, ни друзей, ни семьи. В России тоже практически семьи нет, мама - алкоголик, бабушка, с которой я жила - психически неуравновешенная. Мне никто не помогает и не поможет, если что-то случится. Ребенок сейчас с мамой (она пока не пьет) и со своим отцом.
Я здесь познакомилась с парнем с которым у нас сложились очень доверительные отношения. Он учится, живет на пенсию папы, ему 30 лет. Потом произошел случай, когда мне нужна была помощь, но он испугался. В итоге он меня не бросил, но постепенно решил вернуть отношения на стадию, когда никто никому ничего не должен. Я тоже пыталась, но мне постоянно казалось, что его интересует только секс, что он меня не любит. Он говорил, что я для него очень важный человек, что у него ко мне теплые чувства и т.д. Но у меня на фоне материальных трудностей, отсутствия жилья, постоянной нестабильности, развилась тревога. Также моей знакомой, которая приехала со мной учиться, сделали слежную операцию по гинекологии (девушка 28 лет), все говорят вокруг про рак... Мне очень страшно. Я понимаю, что если что-то случиться мне никто не поможет. У меня нет возможности даже сходить к врачу провериться, и не будет возможности лечиться...
В итоге мы с ним расстались из-за того, что меня все время не устраивало его отношение, случались истерики, меня раздражала его скупость, то, что он планирует купить компьютер, но мы не можем сходить к врачу и т.д. Я его постоянно упрекала, но если бы я хотела, то мы моги бы сохранить отношения, только если бы я от него ничего не требовала.
После расставания у меня развилась страшная тревога, я не знаю, как жить дальше, я не сплю по ночам. У меня бесконечно крутятся мысли в голове, я снова и снова вспоминая наши разговоры. То мне кажется, что это я не правильно себя вела, не надо было много требовать, надо было строить отношения постепенно (мы вместе 10 месяцев), он молодой, я с ребенком... То мне кажется, что он просто скотина, что он хотел секса и не хотел никакой ответственности, что он таким образом использует девушек, давит на жалость (он сам полон страхов и тревог, очень боится зависимости, не может оторваться от мнимой стабильности, не може решить ничего с работой, не знает точно чего хочет от отношений)... Когда я представляла себе как он меня использовал, как игрушку для секса, мне не хотелось жить. Потом мне кажется, может я преувеличиваю, это все мои страхи...
Я не знаю, что делать. Я понимаю, что у меня ребенок и я нужна только кому-то, кто по каким-то причинам идет на компромиссы (нет денег, не молод, психологические проблемы, не красив или не супер в постели...), красивый, умный, самодостаточный мужчина без проблем не свяжет свою жизнь со мной... Я красивая, но у меня сильный целлюлит, появляются морщины... девушек вокруг красивых много, и без проблем... Но я не могу жить только для дочери, я не могу смириться с тем, что у меня уже все потеряно! У меня начинается депрессия!
Я не знаю, поставить ли мне точку в отношениях, или попытаться их наладить? Я понимаю, что проблемы будут у всех, идеальных нет. Но что является решающим в этом выборе? Эгоизм - это повод расстаться с человеком, или все мы эгоисты? Отсутствие щедрости - это безнадежно, или это нормально пока мы не в браке? Сомнения по поводу любви - это вопрос, требующий времени, или уже понятно, что любви с его стороны никогда не будет?
Спасибо заранее.

Ответ эксперта
Добрый день и вам!
В вашем письме слышится много отчаяния, и, на мой взгляд, сплетены, смешаны воедино несколько совершенно отдельных проблем. Я рискну высказать предположение, что это смешение и является причиной отчаяния и тревоги, и оно же – это смешение – делает невозможным поиск выхода из сложившейся ситуации. Давайте попытаемся немного все это разделить?
Итак, проблема №1 – это ваши актуальные отношения с молодым человеком, а именно: сомнения в его чувствах (то ли любит, то ли использует), сомнения в нем самом (скупой, безответственный, безработный или просто он молодой, неготовый), сомнения в правильности собственного поведения (требовать или терпеть и ждать?), а если в целом, то вопрос в том, как обойтись с этими отношениями – закончить или продолжать.
Проблема №2 (точнее, тут тоже целый «букет» конкретных проблем) – это ваша актуальная жизненная ситуация: материальные трудности, отсутствие жилья, нестабильность.
Проблема №3 – одиночество и отсутствие поддержки, хотя бы в случае если что-то вдруг случится.
Проблема №4 – обострившаяся тревога за свое здоровье вследствие болезни подруги.
Проблема №5 – это страхи более общего характера, касающиеся вашей женской привлекательности, сомнения в собственной ценности (из-за ребенка, целлюлита и т.д.)
Размышляя о Проблеме №1, то есть пытаясь оценить перспективы вашего союза, вы почему-то привязываете к анализу проблемы №2-5. Союз с мужчиной как будто обязан решить их: обеспечить вас поддержкой, материальной помощью, в том числе даже средствами для заботы о вашем здоровье, спасти от депрессии в связи с тем, что ваша ценность на «рынке невест» становится все меньше и т.д. «В связке» со всеми этими проблемами отношения с вашим мужчиной становятся сверхценными – они рассматриваются как последняя надежда разрешить трудности, с ними связываются самые важные ожидания. И одновременно – именно в общей «куче» проблем – эти отношения выглядят бесполезными, опыт подсказывает вам, что ожидания не оправдаются, что ваш мужчина может только добавить сложностей.
Пока вы видите в браке (или в продолжении этих отношений) возможность решить все свои трудности, тревога вас вряд ли покинет – слишком велик риск ошибки и разочарования. Ситуация изменится, когда вы научитесь опираться на себя и самостоятельно решать актуальные затруднения («самостоятельно» это не означает «в одиночестве»; умение обращаться за помощью и принимать ее – важная часть взрослого самостоятельного поведения). Тогда в вопросах отношений вы сможете опираться на свои чувства к мужчине, и сомнений станет гораздо меньше.
Желаю вам всего самого доброго,
Е.А.