Упущенная выгода
Добрый день.мне 27 лет.жизнь и карьера довольно успешные и устоявшиеся.однако с недавнего времени мне не дает плкоя вопрос: какой бы я стала,если бы родители развивали во мне творческие способности,а не душили дисциплиной, упреками и контролем?хочу добавить,что жить самостоятельно я начала с 17 лет и развивалась в том направлении, которое считала нужным. Но сейчас меня мучает вопрос так называемой "упущенной выгоды". Была бы я умнее, увереннее, интереснее и более развитой личностью если бы родители воспитывали меня по-другому?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Надежда,
несмотря на то, что другой стиль воспитания вы называете "выгодой", я бы употребил более нейтральное слово, например, "вероятность" или "шанс". Ведь нельзя быть однозначно уверенным, что другое воспитание сделало бы вас "лучше". При другом воспитании у вас был бы шанс стать другой (и не обязательно лучше).
На протяжении всей жизни мы встречаемся с "шансами" что-то в себе открыть, куда-то в себе заглянуть, что-то развить. Иногда мы идем за этими шансами, иногда приоткрываем шторки, посмотрим, а войти не решаемся, иногда бежим от этих шансов или не замечаем их.
В детстве "шансами" заведуют наши родители, в дальнейшем - мы сами. Какие-то "недостатки родительского воспитания" мы можем преодолеть, какие-то становятся чертами характера и менять их довольно сложно.
В каждом из нас сокрыто намного больше потенциальностей, чем мы можем реализовать на протяжении жизни. Раскрытие этих потенциальностей зависит не только от родителей и их взглядов на воспитание, их ожиданий, которые они вкладывали в нас, но и от наших усилий в осознанных поисках себя, своего предназначения, новых граней жизни. Даже просто от вероятностей повстречать человека или столкнуться с ситуацией, которые помогут нам осознать свою ограниченность или, наоборот, поверить в себя.
Попробуйте судить о себе не в логике "стала бы я лучше при других обстоятельствах (других родителях, другом стиле воспитания)", а в логике индивидуальности и неповторимости. Конечно, вы можете быть недовольны родителями за то, что они как-то не так вас воспитывали, но они начали создавать, а вы сейчас продолжаете вашу уникальную индивидуальность, которая состоит как из достоинств, так и из недостатков; из того, что возможно исправить в ходе самостоятельной жизни и из того, что преодолеть никогда не удастся - это и есть ваша уникальная жизнь, судьба, доля.
Это письмо тоже является не выгодой, но шансом для того, чтобы сменить логику, в которой вы судите о своей жизни. Вы можете ею воспользоваться, а можете посчитать, что она вам не подходит, или можете разозлиться и настойчиво считать, что вас воспитывали неправильно, и вообще во всем виноваты родители.
Есть даже шанс, что вы никогда не прочтете это письмо и какая-то потенциальность так и останется лишь потенциальностью.
Ответ эксперта
Здравствуйте, Надежда!
Скажите, а что вы хотели бы сделать с тем или иным ответом? Допустим, ответ «да».
У вас появится повод обрушиться на родителей с праведным гневом за недополученные качества и свойства характера и недоразвитые таланты? Но хватило же у вас сил и талантов преодолеть родительский контроль и начать жить самостоятельно? Может быть, более мягкие условия и отсутствие контроля и не дали бы вам возможность ощутить в себе эту бунтарскую силу и способность самой определять свои пути начиная с такого раннего возраста?
Или ответ «нет,ничего бы не изменилось, вы были бы точно такой же.» И как вам этот знание? Освобождает? Разрешает не заниматься тем, что в себе не нравится, что можно изменить, стоит только приложить некоторые усилия?
Наши родители к нашим 27 годам уже успевают совершить все свои ошибки, относящиеся к нашему развитию. Дальше все ошибки по развитию или недоразвитию - только наши. Правда ведь, это по-настоящему радостная новость?
К себе можно приложить понятие «упущенной выгоды», конечно. Но попробуйте посмотреть на это так, что вам уже столько лет, вы уже так давно развиваетесь по выбираемым вами сценариям, что только вы сейчас способны определять, что для вас является «выгодным» в смысле развития, и идти в эту сторону. И можете не сомневаться, если это «развитие», то ни одно малейшее усилие в выбранном вами направлении не пропадет даром.