Как обрести гармонию после развода
Первый брак распался. Точнее, ушла сама.Ушла, потому что любила другого, а муж не смог с этим смириться, Жизнь стала невыносимой. Ребенку 14 лет. Он отнесся с пониманием, да скорее устал от вечного напряжения и страха скандалов. Уйти пришлось самой, ребенок (мальчик) остался с отцом - там его дом, отец его возит на тренировки. К ним перешла жить свекровь, с благими, есественно, намерениями - ухаживать за ребенком.
Теперь живу "с любовью". Но гармонии в душе, естественно,нет: ребенок не со мной- вижу раз в неделю, постояно вижу удивленные взгляды соседей, знакомых. Не могу рассказать сыну про своего мужчину- страшно, что будем видеться ещё реже, что в место, где есть другой дяденька, ему будет приходить ещё труднее. Трудно всем отвечать на вопросы о личной жизни правду. Трудно осознавать, что я сделала несчастными любящих меня людей. Трудно показаться с моим мужчиной в свете. Настраиваю себя, что это со временем пройдет, но уж очень всё трудно. Хочется найти для себя такие слова, которые бы дали силу вё это пережить и перетерпеть и не мучиться жалостью к бывшему мужу.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Люба!
А какой выбор был у вашего мужа? Он что, мог попытаться «смириться» с тем, что вы его не любите? Не обращать внимания? Не отстаивать свое право быть вашим мужем? Так что то, что вам пришлось выбрать, с кем вы — это вполне естественно.
Чувство вины, о котором вы говорите, вполне понятно, особенно, если ваша любовь случилась для мужа неожиданно, на фоне хороших отношений.
Но сейчас уже все произошло. Сейчас перед вашим мужем стоит задача устраивать свою жизнь без вас, приспосабливаться к новым обстоятельствам, смотреть вперед. Вам нужно допустить, что даже если он сильно травмирован вашим уходом, он справится; его жизнь не остановится на этой травме.
Возможно, на это потребуется время; должно потребоваться: ведь вы прожили вместе долгие годы, испытывали чувства, были привязаны друг к другу. Было бы странно, если бы от этой жизни не осталось ни сожалений, ни горечи.
То, что сын остался в своем старом доме, что его жизнь, изменившаяся с вашим уходом, сохранила в какой-то своей части стабильность — это также очень естественно и разумно.
У него есть отец, который о нем заботится. В принципе, его жизнь не очень зависит от того, подружится ли он с вашим новым мужчиной или нет. Вы живете не вместе, ему не нужно приспосабливаться к кому-то новому в доме. У него действительно трудный возраст, ему есть чем «заняться», учитывая все особенности подросткового периода, когда даже тело перестает быть привычным и знакомым, а эмоциональные и поведенческие реакции могут иногда с трудом поддаваться сознательному контролю. Ему сейчас может быть просто не до вас и не до знакомства с новым членом расширившейся семьи.
Когда он будет готов, вы почувствуете. Просто не переставайте быть для него настолько привычной мамой, насколько это возможно, будьте для него доступной всегда, когда он в этом нуждается, предлагайте и обозначайте свою готовность быть с ним всегда, когда он будет в вас нуждаться. Даже если у вас есть устоявшееся расписание и режим встреч, показывайте ему, что это не закон, что вы по-прежнему близки.
Вероятно, вам в такой ситуации лучше всего заниматься вашим новым союзом. Понятно, что нам хотелось бы, чтобы хотя бы внешне наша жизнь представляла собой идеальную картинку. Но подумайте, на что влияют мнения окружающих о вашей жизни? Чего вы боитесь, когда избегаете появляться на людях с новым партнером? Как он это переживает? Вам 40 лет. Когда вы разрешите себе ту личную жизнь, которую хотите иметь? Чем исключителен ваш случай в наше время, когда женщина может выбрать не брак с нелюбимым человеком, а пускай и непросто организованные, но желанные отношения с тем, с кем действительно хочется быть?
Мне кажется, самое правильное сейчас — развернуться к новому партнеру, признать его чувства более важными, чем любые мнения любых посторонних людей. Ведь вы его выбрали? Делайте сегодня все, что от вас зависит, чтобы страданий любящих вам людей не становилось больше. А прошлыми страданиями займется время.