Жертвовать и любить – одно и то же?
Почему-то многие считают, что любить – значит обязательно чем-то жертвовать, поступаться ради другого. Разве это так? Дарья, 23 года

Ответ эксперта
Вы правы, многие из нас уверены в том, что любовь проявляется в жертве другому человеку. И они приносят ее (не забывая дать это понять), потом ждут, что другой оценит и компенсирует убытки. Но такое понимание любви оставляет лишь обиду, горечь и чувство вины. Дело в том, что многие просто не испытали другой любви по отношению к себе. Сколько родителей относятся к детям как к своему вложению, реализации своих амбиций, единственному смыслу жизни, оружию в борьбе с другим родителем – в общем, как к инструменту? Бывают и в этих семьях чудесные моменты радости, контакта, «просто любви», если можно так сказать.
Но идея любви как жертвы, подкупа или инвестиции очень живуча. И дети заражаются ею:
а как иначе может понимать это чувство ребенок, выросший в атмосфере упреков и предъявленных счетов: «я всю жизнь на тебя положила, вот вырастешь – узнаешь, каково это»?
Вырастают и узнают – неудивительно, что узнают именно это, – откуда взяться другой картине! Один отдает, себе в ущерб, другой потребляет, выбирать можно только между ролями жертвы и эгоиста-эксплуататора. Самое грустное, что весь этот ужас называется «любовью».
Бывает ли иначе? К счастью, да. В одном древнем тексте говорится: «Что отдал, твоим пребудет». Освободившись от власти сценария «кто кому», вы окажетесь в совершенно другом мире. Думаю, ваши сомнения – первый шаг в эту cторону.