Усталость родителей отражается на моём поведении. Как с этим справиться?
Здравствуйте, меня зовут Валерия мне всего 13 лет, но к детскому психологу можно обращаться до 12, вот я и решила написать вам. Мои родители развелись, когда я была ещё совсем маленькой. Я осталась с мамой. С папой я вижусь очень редко. Сейчас я живу с мамой и бабушкой. Нам приходится тяжело. Моей бабушке 58 лет. Она не такая как все бабушки. Моя бабушка юрист, много работает и очень устаёт, но пытается этого не показывать. Бабушка меня любит, но старается сильно не баловать. Моя мама работает на вещевом рынке продавцом. Она тоже очень устаёт, но почему-то когда она приходит с работы и что-то не так в доме, всегда виноватой оказываюсь я. Я читала, что родители иногда свою усталость выплёскивают на детей, но не думала, что так часто. Я не могу понять свою маму. То она вечно недовольна тем, что я "не самостоятельная" , то всё за меня хочет сделать (даже один раз хотела голову за меня помыть!). Мой характер не позволяет терпеть, когда на меня кричат, и я начинаю отвечать маме тем же, хотя понимаю, что лучше так не делать, но не могу с собой справиться. После того как мама на меня ругается ,я сама становлюсь злой и нервной, это замечают окружающие. Я хочу чтобы в нашей семье всё было гораздо спокойнее. Подскажите пожалуйста, что делать что-бы разрядить обстановку в семье и стать сдержанее и спокойнее?

Ответ эксперта
Валерия, вашей семье сейчас действительно нелегко – все хозяйство на хрупких женских плечах: бабушкиных, маминых и твоих. Бабушка и мама делают все, что возможно, чтобы поддерживать материальный доход семьи. Это изматывает и, конечно, сказывается на их поведении. Ты учишься и, наверное, несешь часть обязанностей по дому, тем самым создаешь свой посильный вклад в общее благополучие семьи. Чтобы спокойнее воспринимать вспышки раздражения у мамы, постарайся понять и усвоить суть ее требований (чтобы было чисто, чтобы были сделаны уроки или что-то еще). Пойди маме навстречу в ее требованиях, и ты поможешь ей быть более спокойной за тебя, за твою будущую судьбу. Возможно, она искренне считает, что если ты хорошо учишься, аккуратна в быту, то и жизнь тебе достанется лучше, интереснее, легче, чем та, которую она имеет в настоящее время.
Ты сама можешь сделать шаг навстречу маме в понимании друг друга и сказать, каких отношений тебе бы хотелось с близкими. Попробуй спокойно и дружелюбно поговорить с мамой о том, что тебе надоело ссориться с ней. Возможно, в процессе беседы вам удастся договориться между собой о правилах взаимоотношений, устраивающих вас обеих. Валерия, главное для себя понять, что твои отношения с мамой зависят от нее настолько же, насколько они зависят и от тебя.