Не хочу, чтобы мой отец увидел внуков...
Я всю жизнь боялась, боялась одиночества, боялась неудач… Эти комплексы, они всегда заставляли меня дружить с людьми, с которыми я не хотела дружить, мириться с людьми, которые меня сильно обидели. Я глотала обиды и думала, что в следующий раз человек так со мной не поступит, старалась относиться к людям так, как хотелось бы мне самой. Я ждала поддержки, я «заглядывала в рот» старшим, ища каждый раз только одного - похвалы. Нет, я не стремилась не совершать ошибок, я знала, что их все можно исправить, я боялась осуждения лишь одного человека, отца. Мне никогда не хватало его внимания, заботы, одобрения. Он только на людях говорил, что я умная и хорошая. Дома… А дома он превращался в деспота, который заставлял меня плакать, я чувствовала свою вину за все, я чувствовала себя лишней, мешающей ему. В детстве я много плакала поэтому, да и сейчас тоже. Мне почти 24, у меня уже своя семья, любящий и любимый муж. Но я до сих пор чувствую любовь только от мамы. Самое страшное обещание я дала себе в детстве, я со временем думала, что это просто детская обида. Помню я тогда очень сильно плакала, ко мне зашла подружка, а я на кухне пила валериану и только повторяла одно: «Он их не увидит… Никогда не увидит, я не позволю ему…». Мне было страшно, что он разовьет в них мои комплексы. Я очень уверено вожу машину и все довольны, муж горд, но отец… он орет, что я не так еду, не туда повернула, не так тронулась… Я устала, я так не могу. Мне стыдно, но я обещаю, я сдержу свое обещание и не позволю ему остаться наедине с моими детьми. Я не знаю, может когда-нибудь он их и увидит, но никогда я не позволю этому когда-нибудь продлиться больше 5 минут. Я боюсь…

Ответ эксперта
Здравствуйте, Татьяна!
В вашем письме нет никакого вопроса, только чувства. Я слышу в нем боль маленькой девочки, которая очень долго надеялась получить немного тепла от своего отца. Ваш отец последовательно отказывал вам в том, в чем в детстве вы нуждались больше всего – во внимании, одобрении, заботе. Но вы не обесценили то, чего вам не хватало, не стали обманывать себя и жить так, как будто вам этого не нужно. Вы мужественно снова и снова старались заслужить то, в чем нуждались, старались избежать его осуждения, на этом пути многому научились, но на этом же пути многое потеряли. Вы не хотите такой судьбы своим детям – и вас можно понять. Вы знаете, каково это: желать любви – и не получать ее.
Может быть, даже и до сих пор вы продолжаете надеяться на то, что ваш отец изменится к вам. Может быть, даже сейчас что-то из того, что вы делаете, делается для этого. Ваша терпеливая настойчивость была долгой. Только теперь, когда вам почти 24, вы говорите: «Я устала» – и вас можно понять. Я не знаю, что за человек ваш отец, почему он вел и ведет себя так, как ведет, почему он не может любить вас так, как вам этого хочется, но думаю, вряд ли в этом есть ваша вина. Думаю, вы много сделали, чтобы заслужить его любовь, но изменить его судьбу не в ваших силах. Наверно все, что вы можете сделать, это согласиться с тем, каков ваш отец, и жить свою жизнь дальше.
Еще мне кажется, что в ваших словах – «он их не увидит, я ему не позволю» - не только страх за детей. Еще обида и гнев: «Я не позволю ему сделать с внуками то, что он сделал со мной. Я буду их защищать. Я сделаю так, чтобы они не пострадали». Когда Вы были маленькой, Татьяна, вы не могли себя защитить. Вы не могли уйти от вашего отца, не могли сделать так, чтобы ваше общение продолжалось не более 5 минут. Теперь, когда вам почти 24 года, Вы можете защищать себя – так, как вы защищали бы своих детей. Например, вы можете отойти на безопасное расстояние или сделать что-то еще, чтобы больше не страдать так, как в детстве. И это вовсе не означает отказаться от своего отца. Это означает принять его – таким, какой он есть.
Желаю Вам всего самого доброго,
Е.А.