Девочка 3 года, изменения в поведении и проблема мокрых штанишек.
У меня 3 детей, двойня-девочки (3 года) и мальчик (1 год). В последнее время меня очень волнуют изменения в поведении у одной из моих девочек. Она всегда была послушным и покладистым ребенком, в плане развития можно сказать - ведущая по сравнению с сестрой - усидчивая, сговорчивая, добрая, ласковая. Вот уже несколько недель она стала писаться в штанишки днем, причем на горшок не просится, когда напоминаем, говорит, что не хочет, а когда описается - ходит в мокрых трусах и не хочет переодеваться.
Она стала очень капризная, плохо ест (вообще-то аппетит у нее всегда был не очень, но сейчас я просто не знаю чем она выживает). Много агрессии, крика, физической агрессии, на все ответ нет. Я заметила, что она легко возбудима, иногда хохот похож на истерику...трудно остановится и успокоится.
Да, и еще мы с мужем замечали как они с сестрой играют в маму и папу - целуются, обнимаются, ложаться рядом. Меня это очень пугает. Я боюсь, что с моей дочкой что-то не так и совершенно не знаю как ей помочь..

Ответ эксперта
Марина, описываемая вами ситуация очень напоминает поведение ребенка в период кризиса. Вы, наверное, и сами слышали о так называемом «кризисе 3 лет». Характерными особенностями этого периода являются повышенная капризность ребенка, его негативизм ко всем требованиям родителей и несговорчивость. Может показаться, что ребенок не приобретает ничего нового, а, напротив, теряет уже приобретенное и т.п.
Пугаться этого не стоит. Это закономерный этап в развитии любого ребенка. Малышу, чтобы повзрослеть, освоить новые для себя формы поведения, взаимоотношения с миром и окружающими, необходимо отказаться от прежних, к которым привыкли не только вы, но и он сам. Поэтому внешние негативные признаки являются оборотной стороной позитивных изменений личности ребенка, его взросления.
Если говорить кратко, положительным исходом пройденного кризиса будет формирование у ребенка воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. От родителей в этот период требуется большая гибкость в воспитании ребенка: излишние как уступчивость, так и жесткость. Потому следует всем членам семьи решить, когда и на чем надо настаивать, а с чем вполне можно мириться. Твердость родительской позиции и последовательность их действий помогут упорядочить мир ребенка, сделают его более понятным и предсказуемым. От родителей часто требуется недюжинная смекалка, чтобы добиться от ребенка выполнения желаемого, не вступая при этом в противостояние. Помогают переключение внимания малыша, смена ролей (мама играет роль непослушного ребенка, а ребенок – роль мамы), другие игры, которые в состоянии придумать родители.
Следует дать ребенку возможность вкусить плоды самостоятельности (в разумных пределах, конечно). Малышке важно понять, что она имеет право на свои желания и потребности, а также на самостоятельность решений. Выдержав это испытание, родители смогут подняться на новый уровень взаимоотношений с ребенком.