Как объяснить дочке, что у меня тоже может быть личное пространство и и личная жизнь
моей дочке 11 лет.... у нас хорошие отношения, несмотря на ее переходный возраст...с ее отцом мы разведены давно - почти 9 лет... она общается с ним 2 раза в неделю... после развода с первым мужем, я жила в гражданском браке почти 7 лет, два года назад мы расстались с тем человеком....дочка была очень долгожданная, поэтому всегда была и есть в моей жизни на первом месте...но результат этого ее эгоцентризм, чувство собственности по отношению ко мне, она даже ревновала меня к нашей собаке.... что касается моей личной жизни, то впервые с этой проблемой я столкнулась в прошлом году, когда случайно произошла ее встреча с моим другом....ее реакция была настолько неадекватной, что даже для меня было большой неожиданностью.... с тех пор я ее ограждаю от любых своих личных отношений....сейчас у меня есть близкий друг, с которым мы вместе уже 3 месяца... дочка знает о его существовании, о наших отношениях.... но практически каждый раз (не всегда), когда я ухожу на встречу с ним, она устраивает сцены или просто обижается...я разрываюсь между дочкой и своим другом, хотя чаще всего иду на поводу у дочки и просто всё отменяю....как поговорить и объяснить дочке, что у меня тоже может быть личная жизнь? Хочу добавить, что замуж я не собираюсь, и ей об этом тоже говорила, чтобы она не видела угрозу со стороны этого человека для нашей маленькой с ней семьи....

Ответ эксперта
Здравствуйте, Лариса!
Ваше письмо вызывает ощущение какой-то путаницы. Это письмо от девочки, которая жалуется на то, что мама не разрешает ей встречаться с мужчинами? Или это письмо от женщины, муж которой протестует против ее встреч с друзьями и не верит, что вашему браку эти встречи не угрожают? Такие ассоциации вызывает вот что (и это же вызывает больше всего недоумения): вашей дочери почему-то принадлежит право влиять на вашу личную жизнь, регулировать ее интенсивность и содержание. И с этим вы не спорите! Вы лишь хотите, чтобы она распорядилась этим своим правом иначе – была бы более лояльна к вашей личной жизни (или даже, может быть, поддерживала бы вас?)
Уверена, что ваше решение позволить дочери вмешиваться в свою личную жизнь продиктовано самыми лучшими побуждениями, – может быть даже, это своеобразная попытка учесть и защитить ее интересы. Однако я позволю себе сказать вам о некоторых возможных (и высоко вероятных) последствиях такого решения. Если девочке принадлежит право влиять, значит, ей же принадлежит и часть ответственности за то, что в вашей личной жизни происходит. И значит, на нее же ляжет и приличная часть вины, если ваша личная жизнь будет развиваться не так, как хотелось бы. Иными словами, сейчас – с вашего согласия – ваша дочь тоже является автором того, что происходит и будет происходить у вас с мужчинами. И я могу лишь фантазировать о том, что она будет чувствовать, когда вырастет и сможет встретиться с этим фактом: «Это я сделала мамину жизнь такой (и здесь даже не важно, какой!), это и из-за меня».
Сейчас все это не может быть для нее понятно, она не может этого осознавать и не может этому противостоять. У нее нет никакой возможности отказаться от этого права. Только вы можете снять с нее эту ответственность. На мой взгляд, именно это и будет настоящей защитой ее интересов.
С уважением,
Е.А.