Моя подруга чахнет под гнетом МЧ-<wbr/>тирана, жалуется мне, но советов не слушает, как ей помочь?
Здравствуйте, Лариса. Моя лучшая подруга, с которой я дружу уже десять лет, с детства, стала для меня сегодня энергетическим вампиром. По характеру мы очень разные, да и воспитывали нас по-разному. Я выросла амбициозной, успешной в учебе, личной жизни, активная, уверенная в себе. На ней же папа иногда срывал свое недовольство, живут они в селе, уже с пяти лет она работала с раннего утра и до вечера на огороде. Когда я приезжала к ним в гости, то только я могла отпросить ее куда-то погулять , на речку и так далее. Она не уверенна в себе, немного забита, тихая, но она очень хозяйственная, добрая, нежная, честное слово, если бы я была мужчиной, я бы ее не упустила, я постоянно ей это говорю, нахваливаю. В 10 классе за ней начал очень красиво ухаживать ее будущий МЧ, писал романтические записки, дарил охапки цветов. Через месяц она сдалась, они начали встречаться. Год все шло очень хорошо, потом начались проблемы, он начал вести себя по отношению к ней неадекватно. Сначала попросил другую девушку позвонить ей и сказать, что эта девушка теперь его возлюбленная, а моя подруга теперь никто. Подруга проревела несколько дней, потом он позвонили и сказал, что это была ШУТКА, мол, юмор у него такой. Она простила. С этого все и началось. Уже два года подряд каждый месяц он ее бросает. Вообще он чем-то по характеру похож на меня, тоже успешен, амбициозен, но в то же время груб, самоуверен, если в работе он для всех просто ангел, любимец, то отрывается, я так понимаю, на ней. "Оксана, мы расстались с ним навсегда"- каждый месяц сквозь ее плачь я слышу эти слова. Она ревет дня два, потом он звонит и говорит, что ПОШУТИЛ и все повторяется. Но чем больше проходит времени, тем изощреннее становятся его шутки. То он обвиняет ее в том, что она его приворожила, мол, нашел какие-то там кресты и веточки дома ( и это позиция любящего мужчины?!), то пишет ей, как развлекался с другой у себя на квартире, а потом пишет, что это он так ПОШУТИЛ! Понимаете, их поведение для меня более-менее понятно, они друг друга в некотором смысле нашли. У нее в поведении отцом уже заложена модель человека, на котором все отрываются. Он же по характеру хищник, отлично на ней отрывается. Она жалуется, но может она относится к тем людям, которые уже жить не могут без страданий? Мне сейчас очень тяжело стало с ней общаться. Я не люблю людей, которые только ноют и ничего не делают. Она же именно так себя и ведет. В последнее время я начала срываться- "ну вот чего ты снова ноешь, ты будешь что-то делать, как можно так жить, это не любовь, это порабощение"! Но ей все хны, главный аргумент-" я его люблюююююююююююююююю!" Я ее уговариваю, что все пройдет, нужно переступить через себя, найти другого, она просто золото, будет заботливый и любящий парень. Но она отревется, а потом в соц. сетях у нее снова статус "солнышко, ты лучший, я тебя люблю". Я не понимаю такого издевательства над собой! Это плохо с моей стороны, но я тоже начинаю на нее злиться. И каждый раз, когда она звонит, мне не хочется брать трубку. Понимаете, в общении обычно рассказываете другу о своих проблемах, но о разных! Семья, работа, другие друзья, учеба, ее же словно заклинило. Его издевки и больше ничего в ее жизни не существует. Она худеет до умопомрачения( при росте 165 и весе 50(!) кг), когда он говорит, что она толстая и он ее не любит. Во многом его отношения строятся на сексе, когда ему надо, она едет к нему через весь город. Мне жаль ее,я теряю ее, я теряю подругу, но и она тянет меня вниз, она высасывает своим негативом из меня всю энергию, каждый разговор с ней-это мучение для меня, я стараюсь побыстрее его закончить. Мое недовольство начало касаться других ее областей жизни. Я начала сердиться на ее отношение к деньгам, когда ей бывает нечего есть, но она в порыве гнева может разбить телефон о стену, потом его отрабатывать. Я чувствую, что сама начинаю к ней пренебрежительно относиться! Не хочу встречаться, думаю, как бы прекратить дружбу, но не могу. Иногда с ней гуляешь и она становится прежней- спокойной, она живет с однокурсницей на квартире, мы собираемся, болтаем о жизни( о парнях, замечу, в такие вечера не слова!), рукодельничаем, помогаем друг другу по учебе. Я рада- снова все хорошо, тихо и спокойно. И тут через пару дней опять слышу в трубке "оксаааааанаааа, на этот раз мы расстались навсегда!!! На этот раз точно"! И морально падаю духом. Надоело. Помогите, что с ней делать? Возможно ли освободить ее от этих рабских отношений? И если нет, то как перестать на нее злиться, падать от нее духом, как легче к этому всему относиться? Заранее благодарю за Вашу помощь.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Оксана!
У вам есть хорошая история отношений с вашей подругой, вы хотите ей помочь, но, скорее всего, вы не сможете. К сожалению, некоторые люди так и не выходят из этого круга зависимых отношений, им важно переживать эти спады-подъемы. Ваша подруга отдала важную часть своей души в ненадежные руки (мы в аналитической психологии называем это одержимостью Анимусом). Она просто не способна вас услышать.
Вовлекаясь в их отношения, вы попадаете в вихрь, который и вам позволяет чувствовать свою жизнь полнее, но теперь вы видите, что вихрь проходит, а вы остаетесь опустошенной и неудовлетворенной — ваши слова и эмоциональные усилия как труд Сизифа, не имеет ни завершения, ни результата.
Должен найтись кто-то, кто это прекратит. У вас уже созрело решение, но вы пока не смогли найти в себе сил просто сказать своей подруге «нет», когда она вам звонит и жалуется. Ее страдания нуждаются в зрителях, вы — тот свидетель, который делает ее чувства реальными. Обозначьте свое отношение к происходящему еще раз и скажите, что больше не можете поддерживать ее в страданиях, которые она сама выбирает.
Многие отношения алкоголиков и их жен устроены таким же образом, как отношения вашей подруги с ее парнем. Это бесконечные круги, по которым люди добровольно блуждают, путая любовь с зависимостью.
Занимайтесь своей жизнью, своими отношениями, направляйте свои усилия туда, где это будет иметь результат. Иначе чем вы отличаетесь от вашей подруги? Она не может сказать «нет» зависимости от ненадежного человека, вы не можете сказать «нет» тому, что вы называете «энергетическим вампиризмом», и ее, и ваше поведение поддерживается схожими механизмами «я ему (ей) нужна, он (она) без меня не выживет, я без него (нее) не выживу».
Оставьте ту часть ваших отношений, которая вам нравится. Вы можете помочь подруге, посоветовав ей поработать с психологом. Но вы не сможете это сделать вместо нее.