У 6-и летней девочки умерли родители с разнецей в год. Как помочь?
Старшей сестре 21 год, работает на двух работах, дабы обеспечить себя и сестру. Ребенок предоставлен сам себе. Девочка идет в 1 класс. Понятно, что в школе будет психолог, но в обычной гос. школе работа с так называемыми трудными детьми, особенно в 1кл. очень относительная. Хочу надеяться, что я ошибаюсь. Я готовлю ребенка к школе. Когда -то видела зарубежную псих. книжку, в кот. писалось об утрате бабушки. Есть ли что-то, чтобы это проработать? Реально ребенком некому заниматься. Чем я могу помочь? Мы будем видеться с ней редко, но оч. хочется помочь, но как?

Ответ эксперта
Дети переживают потерю близких не так, как взрослые люди. По их поведению бывает сложно понять, насколько остры и глубоки их переживания. От этого может возникнуть иллюзия, что ребенок все «забыл». Между тем, жизнь маленького ребенка целиком завязана на родителей. Именно они организуют быт, время и пространство ребенка. Потому, потеряв их, ребенку надо заново выстроить «свой» мир по новым правилам. Это так называемый «процесс горевания», требующий от ребенка большой душевной работы продолжительное время.
Взрослые часто теряются, не знают, как себя вести с ребенком, потерявшем близких. К сожалению, вы не написали, кем приходитесь девочке, как близки и доверительны были ваши отношения до смерти родителей и сейчас. В данной ситуации это немаловажно. Поэтому ограничусь общими соображениями об отношениях с девочкой.
Будьте внимательны к девочке, отмечайте малейшие изменения в ее поведении. Агрессивность, замкнутость, невнимательность и пр. – вполне естественные реакции в этот период. Старайтесь терпеливо относиться к подобным проявлениям. Не заставляйте девочку делать что-либо против ее воли. Захочет ли она побыть одна, или переставлять свои вещи с места на место, или что-то другое – позвольте ей это. Захочет поговорить – выслушайте ее. Главное, чтобы девочка чувствовала себя важной и значимой для оставшихся членов семьи. Обеспечьте ей заботу и ровную поддержку. Утешайте, успокаивайте, если она будет нуждаться в этом. Беспокойство должно вызвать длительное неуправляемое поведение или, напротив «бесчувственность». В этом случае стоит искать помощи психолога.