как наладить с сыном нормальные отношения?
Здравствуйте! Моему сыну 19 лет, у нас полноценная семья. Один ребенок в семье. Но год назад сын стал какой-то неуправляемый, ему слово, он десять в ответ. Учится из-под палки, мы с мужем только и знаем , что ходим в колледж извиняемся, просим за него, честно уже стыдно перед преподавателями. С телефона не слазиет, может ночами смс или разговаривать. Но все бы ничего, если бы не его какая-то непонятная для нас агрессия с его стороны, злость в глазах, пытались с ним поговорить, в ответ :какая разница и т.д. Перестал вообще помогать по дому, гуляет до 3-х ночи. А недавно вообще стал оскорблять меня, на мужа (своего отца) кинулся драться. Что делать не знаю. Уже 3 недели не разговаривает с нами, мне очень хочется подойти к нему, обнять его, но супруг останавливает меня, говорит, что если я первая подойду к нему, он совсем на голову сядет. Помогите! как быть в этой ситуации?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Ольга!
Кажется, что самое сложное в ситуации, которую вы описываете, - ее необъяснимость. Как будто бы для такого поведения вашего сына нет причин. Однако, я уверена, Ольга, причины есть. И для того, чтобы решить, как действовать, эти причины необходимо знать. Для этого может потребоваться более детальный анализ ситуации – вместе с ее историей, больше информации. Я лишь могу предложить вам несколько фокусов, внимание к которым, может быть, наведет вас на продуктивные мысли.
В своей работе я всегда исхожу из предположения, что агрессия, гнев и злость не появляются просто так, мы прибегаем к ним, чтобы защитить свое сердце от боли. Что могло случиться или измениться в жизни вашего сына примерно год назад или около того, что могло причинить ему сильную боль? Что сейчас может задевать его в отношениях с вами? Есть ли какие-то моменты в его жизни, где он сталкивается с унижением, утратой личного достоинства, и если да, то какое отношение к этим ситуациям имеете вы – его родители?
И еще. Год назад вашему сыну исполнилось 18 лет. Формально он стал взрослым. Как это отразилось на укладе жизни вашей семьи, на ваших отношениях? В чем он может чувствовать свою взрослость и автономность от вас? Какова территория, где он вправе самостоятельно выбирать, принимать решения, действовать?
Надеюсь, ответы на некоторые из этих вопросов и собственные наблюдения помогут вам взглянуть на жизнь сына хотя бы немного под другим углом. Это уже может изменить те способы, каковыми осуществляется взаимодействие между вами. Но возможно, для значимого изменения ситуации может потребоваться и помощь специалиста-психолога. Подумайте об этом.
Желаю вам всего наилучшего,
Е.А.