Как помочь родственникам и себе пережить рождение нездорового ребенка
Добрый день.
Полтора назад мы со своей родственницей (одновременно лучшей подругой и соседкой) забеременили почти одновременно, вместе делились переживаниями этого периода. Она родила девочку, а через 2 мес я родила мальчика. Так получилось, что моя племянница родилась с паталогией лица и врачи помочь ей не могут. Мы все очень глубоко переживаем это. Для нас это было шоком, все очень переживают и родители девочки, бабушки, я. Я росла в свое время тоже "необычным" ребенком и ощутила все "прелести" детской жестокости и бестактности взрослых. И постоянно думаю, о том, сколько малышке в жизни придется перенести. Конечно, мы стараемся не акцентировать на этом внимания, но честно говоря и всё время думаю об этом. Во мне и жалость и обида, за то, что это случилось именно с ними, ведь моя невестка такой замечательный, добрый и отзывчивый человек. Мой брат, отец ребенка, уже год находится в депрессии, он очень изменился: стал агрессивным и молчаливым.Так же мы с мужем переживаем, как объяснить всё правильно нашему сыну, ведь они будут дружить и общаться.
Так сложно найти слова поддержки для них... да и для себя.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наталья!
Конечно, это очень непростая ситуация, вы полны сочувствия и хотите помочь.
Давайте разберемся. Вы не уточняете, что именно с вашей племянницей, возможно, сегодня врачи ей помочь не могут, но смогут когда-то.
Ваша племянница заставляет вас вспоминать свой детский опыт, но сегодня ей важно не встретиться с жестким отношением в своей собственной семье. Ей важно не получить травму неполноценности у себя дома. Иногда в таких ситуациях родителям требуется помощь, работа с психологом. Ведь они могут быть охвачены чувством вины, страдать от чувства несправедливости, которое некому предъявить. У них могут начаться проблемы во взаимоотношениях. Работа с психологами им очень показана.
Но давайте посмотрим и на другие аспекты сложившейся ситуации. Девочка родилась в полной семье, ее ждали, у нее хорошие родители, у нее есть дядя и тетя, она живет рядом со своим братом, вашим сыном, с которым может подружиться. Она здорова, если я правильно поняла. Ничто не мешает ей нормально развиваться. Конечно, ее родителям нужно быть очень осознанными, чтобы не баловать ее из чувства вины и не относиться к ней как к инвалиду. Сейчас существуют школы с очень хорошим опытом, в которых учатся рядом и здоровые дети, и дети с различными особенностями. Опыт показывает, что детям доступна широта и великодушие, а инвалидизируют непохожих на других детей, скорее взрослые.
Сыну вы когда-нибудь попозже объясните, что люди рождаются очень разными, и внешне, и внутренне. Ваш сын, вероятно, ранее других детей узнает на опыте, что относиться к людям важно не на основании того, как они выглядят.
Вы все очень связаны и родственными, и дружескими отношениями, и даже территориально. Ведите себя естественно, у вас маленький ребенок, муж, наслаждайтесь своей жизнью, не утрируйте страдания вашей племянницы. Если она будет расти в принимающей обстановке, у нее будет больше сил преодолевать неизбежные в жизни каждого из нас трудности. Пока что ваша племянница - просто маленькая девочка, которая не знает, что вокруг все готовы надеть траур в ее честь. Для всех вас эта ситуация — повод обнаружить широчайшие возможности нашей души.
Желаю вам всем мудрости, высокого сознания и любви.