Принять смерть близкого человека или уйти от этого и не принимать?
Здравствуйте!У меня было довольно счастливое детство,я много времени проводила с мамой,сестрой и братом,папу видела мало-он работал,чтоб содержать семью.Мама рассказывала мне сказки,играла со мной,гуляла,сестра с братом забирали из садика и иногда я сидела с ними,они со мной играли,что-то рассказывали,папа занимался со мной спортом..Потом я случайно услышала мамин разговор,что она серьезно болеет и может умереть,мне было лет 8,я никому об этом не сказала-некому было.Мама начала болеть,иногда лежать в больнице(сейчас я понимаю,что я очутилась как в вакууме,я стала сама по себе),потом маму отправили на операцию,она умерла..Мне было 11 лет.Мне никто не сказал,но я сразу все поняла.Мой брат,папа плакал,сестра утешала брата,а я не могла плакать при них-меня некому утешать было и не за чем было расстраивать..Я закроюсь,поплачу и выйду..Я боялась подходить к гробу,кидать землю..Я осталась как одна..Я плакала каждый день по рахным поводам,я стала очень депрессивным человеком,хотя ребенком была очень веселой,этаким сангвиником-холериком...Я как вычеркнула этот момент из жизни,папа обижается что я не езжу на могилу,а я не хочу..Плакать там я не могу,у нас в семье проявление слез-это "ну ты как маленькая!Как ребенок!".А плакать хочется.Я почти забыла об этом,а потом начала постепенно вспоминать,переживать и частично понимать что случилось.Как-то уже через лет пять умер наш сосед,я выходила и увидела крышку гроба у подъезда,меня затрясло и я долго не могла успокоится..Опять-таки я никому об этом не сказала.
Сейчас у меня есть парень,которому можно пожаловаться,чтобы он меня пожалел.Он уходил в армию и мое настроение резко стало депрессивным,было очень плохо,я решила сходить к психологу,почему-то мы опять пришли к теме смерти мамы.Психолог выдал,что я переношу свои эмоции с мамы на сестру(мне не очень понятна эта интерпретация,моя сестра с тех пор стала главной в семьеона принимала решения) и что мне нужен метод расстановки.Когда я ушла от психолога мне стало еще хуже,полное ощущение пустоты,потери смысла жизни,я еле-еле вернула себя в то боле-менее сносное состояние,которое было до этого и решила,что я не могу пока это сделать,а может и не хочу и больше к нему не пошла.Скажите,пожалуйста, что со мной происходит?Почему меня так колбасит и что за метод расстановки?Могу я просто не признать смерть и жить дальше в своем не ведении или от этого только хуже?Меня периодически возвращает к этому наплывами и я плачу по ночам,а сейчас за частую и по пустякам.Я не знаю как выйти из этого круга или не выходить вообще...помогите,пожалуйста,буду очень благодарна за любой совет.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Таня!
Вам показалось, что вас некому поддержать: сестра утешает брата, папа сам безутешен. Вы замкнулись в своем горе, изолировали себя, а у ваших близких не нашлось в то время сил обратить на вас больше внимания, как на младшую и более уязвимую в семье.
Ваше горе осталось словно бы заточенным в капсулу, неразделенным с людьми, невысказанным в то важное время, когда ваша мама только ушла из жизни. Но ваше страдание никуда не делось, оно дает о себе знать вашими словно бы беспричинными слезами.
Вы случайно услышали слова мамы о ее болезни и возможной смерти за несколько лет до того, как она ушла. Вы были в том возрасте, когда принять и понять такое известие у ребенка нет никакой возможности. В душе 8-летней девочки такая новость не может вызвать ничего, кроме кромешного ужаса и желания забыть, защититься от такого известия. Вы оказались травмированы еще до того, как смерть действительно пришла, вы уже тогда оказались изолированы от семьи эмоционально.
То, что происходит с вами после этого — острое переживание любой смерти, ухода любого человека их жизни - говорит о том, что вы словно бы проживаете события вашего детства каждый раз, когда встречаетесь с чьим-то уходом. Даже отъезд на службу вашего молодого человека переживается тяжело, вам трудно проживать расставание с любимыми даже на некоторое время. А уход в армию — это довольно долгий срок.
Вы действительно нуждаетесь в помощи, так что ваше обращение к психологу было абсолютно оправдано. Совершенно справедливо, что вы «пришли» к смерти мамы в вашей работе, я считаю, что ваше состояние связано с ее уходом.
Ваша «проблема» — непрожитый траур, перенос на любые ситуации, когда вам приходится расставаться с дорогими людьми, того непереносимого детского опыта, когда умерла мама. Возможно, уровень вашей депрессии не позволяет справиться только психологическими способами —работой с психологом. Проконсультируйтесь с психиатром (в медицине они скрываются за названием «психотерапевт»). Ваша мама умерла достаточно давно, но горе не было должным образом эмоционально прожито; страдать, плакать, горевать почему-то было нельзя. К настоящему времени ваше состояние приобрело хронический характер, возможно, без помощи врача его будет трудно «сдвинуть» с места.
Очень хорошо, что у вас есть молодой человек, но такая работа, которую вам необходимо проделать, чтобы вы могли продолжать нормальную жизнь, требует не просто человека, который будет вас «жалеть». Для обычного человека такая задача может быть довольно тяжелой или невозможной. Он может до конца не понимать, что с вами происходило и происходит и оказаться перегруженным вашим состоянием. А вы можете почувствовать обиду, если вдруг ожидаете от него того, что он не может для вас сделать.
Метод расстановок подходит не всем и не для всех ситуаций. Его должен проводить человек, который хорошо понимает риски, связанные с применением этого метода и его ограничениями. Я, со своей стороны, не считаю, что вам показана расстановка ( метод системной семейной расстановки по Хеллингеру). Напротив, я считаю, вам нужна обычная работа в режиме регулярных встреч с психологом или психотерапевтом.