Отец моего сына-алкоголик. Что делать?
Моему сыну скоро 7 лет. У него хороший, заботливый, терпеливый, добрый... (хотя все эти качества иногда смахивают на безразличие) папа. Заботливый, внимательный, обожающий муж. (У него хорошая, довольно прилично оплачиваемая работа). И все это, естественно, только в трезвом состоянии. Относительно трезвом, потому что вечером все равно 50-100 водки или полбутылочки вина. Трезвое состояние продолжается 2-2,5 года, а потом следует колоссальный запой месяцев на 6 беспробудного ежедневного пьянства. Заботливый муж и отец превращается в чудовище, агрессивное и ненавидящее всех и вся, изрыгающее мат и громящее все вокруг.
3 года назад в один из таких запоев мы с тогда 4-х летним сыном уехали домой, в Питер, где сейчас и живем. Хотела разводиться, но неожиданно для меня самой мы помирились и теперь он к нам каждые выходные приезжает. Сын по нему скучает, ждет любит. Он видел папу несколько раз в чудовищно пьяном, агрессивно-раздраженном состоянии. Я в таких ситуациях стараюсь вести себя спокойно, смягчать ситуацию юмором. Мне кажется, что мое спокойное, уверенное поведение соответственно действует на ребенка. Мне кажется, что если я буду скандалить с мужем, бояться, истериковать, это негативно скажется на ребенке, он не будет чуствовать себя защищенным мной. Конечно, я стараюсь вообще не прересекаться с мужем, когда он в запое, это не сложно, мы живем в разных городах. Но вот этим летом он меня уговорил приехать к нему в Москув, утверждал, что уже хочет выйти из запоя, но без меня ему не справиться. Ну и я , конечно, ребенка под мышку и помчалась...Обманул... Планировали неделю, а сбежали через 4 дня. Сын тоже мечтал уехать от "такого плохого папы". Так папа явился за нами в питер! Я его не пустила в квартиру, он 2 дня ночевал в парке на скамейке. И, конечно, пил, пил, пил. Всю наличность пропил, ни денег на билет, ни на еду. И опять моя дурацкая жалость! Позвонила, пригласила пообедать, хотела дать денег на обратный билет, но куда там! Прожил неделю. Горько видеть, как человек превращает себя в животное. И помочь нельзя, потому что "пил, пью и буду пить, это моя свобода". Я ощущаю в муже какую-то глубочайшую пустоту, надлом. Наверно, есть что-то с чем ему не справиться и надо оглушать себя алкоголем. Хорошо, пусть. Но такое самоубийственное поведение может воспринять наш чудесный сын. Как в свое время мой муж воспринял от своего отца. Ужас! Мой ребенок - сын потомственного алкоголика! Как его оградить? Я говорю сыну, что папа хороший, но вот когда он пьет, с ним лучше не общаться. Я бы хотела, что б у мальчика все же был папа, но только в трезвом состоянии. Что еще можно сказать сыну про отца алкоголика, что бы с одной стороны в его глазах папа был бы хорошим, а с другой выработалось отрицательное отношение к пьянству? Это для меня большой вопрос...

Ответ эксперта
Наталья, вы наверняка и сами понимаете, что алкоголизм является серьезным заболеванием, затрагивающим и физическую, и психологическую составляющие жизнедеятельности человека. Для его лечения требуются усилия специалистов разного профиля. Поэтому, как бы вы ни хотели помочь своему супругу, к сожалению, самостоятельно с заболеванием не справиться. Это иллюзия, что с вашей помощью супруг может перестать пить. Даже если он того твердо сам желает. Болезнь течет и развивается по своим законам, независимо от того, осознает человек, что он болен, хочет ли он болеть и т.п., и требует адекватного лечения.
Вы описываете свою семейную жизнь как двухфазную: периоды благополучия сменяются периодами запоя. Но необходимо понимать, что и в так называемые «периоды семейной идиллии» болезнь мужа не прекращается, а продолжает развиваться своим чередом. Потому ваше желание, чтобы у сына был «трезвый папа», может осуществиться только в том случае, если ваш супруг будет не только сам того хотеть, но и будет лечить заболевание с помощью специалистов. В противном случае, как это ни горько и жестоко звучит, надо предоставить алкоголика своей судьбе.
Наталья, вы спрашиваете, что можно сказать сыну в такой ситуации. Пожалуй, к вашим словам можно добавить еще и то, что папа болен.
Что касается вашего вопроса о выработке у сына отрицательного отношения к пьянству. Конечно, слов о вреде алкоголя здесь будет явно недостаточно. Важно делать акцент не на вреде пьянства, а на формировании у ребенка таких черт и качеств, которые бы в будущем помогали ему справляться с разными сложными ситуациями, не прибегая к помощи алкоголя. Ведь не секрет, что начало употребления алкоголя часто связано с желанием чувствовать себя раскованней в общении, смелей, снять тревожность, стресс, получить удовольствие и т.п. Потому важно научить ребенка получать удовлетворение от собственных усилий. Укрепляйте у сына уверенность в своих силах и возможностях. Позволяйте ему сталкиваться с трудностями. Подсказывайте, как следует вести себя в сложных ситуациях, но старайтесь, чтобы посильные для него проблемы мальчик решал самостоятельно. Словом, развивайте те качества и черты, которые могли бы обеспечить ему успешную социальную адаптацию, позволяли бы управлять своим эмоциональным состоянием. Хорошо, если у мальчика будут интересные увлечения и верные друзья.