Ограничивать ли подростка в компьютерных играх?
Моему сыну 15 лет. Мы договорились, что он проводит за компьютером не больше двух с половиной часов в день и только если нет «долгов» по урокам. Но дай ему волю – он бы целый день играл. Я боюсь, что он не научится сам бороться с такой зависимостью...

Ответ эксперта
Немногие родители могут похвалиться такими достижениями в упорядочивании виртуальной жизни подростка. И все же что-то вас беспокоит. Думаю, ваша тревога связана с тем, что вы установили жесткий режим (что важно), но это именно ваш режим. В конце дозволенного игрового сеанса мальчик выпадает из организованного вами распорядка и словно оказывается в каком-то ином времени, управлять которым не умеет. Он умеет соблюдать правила, но плохо создает их для себя – ведь у него никогда не было в этом необходимости.
В такой ситуации у кого-то из подростков на время «срывает резьбу» (хорошо, если без серьезных последствий), а кто-то ищет для себя новые «внешние рамки», часто в противоположность родительским. Военное училище или тоталитарная секта – это крайность, чаще домашние строгости подменяет «офисное рабство». С той разницей, что родителями все же движет любовь, а работодателем – выгода. Создается впечатление, что вашему сыну сейчас важно не столько бороться за соблюдение графика, сколько начать лучше понимать свою душевную жизнь. Подростки нуждаются в карте внутреннего мира, и все кажущиеся наивными разговоры о смысле жизни, любви и смерти, о несогласии с ценностями другого поколения необходимы для их самопознания. Есть ли с кем вести эти диалоги вашему чудесному сыну? Рано или поздно вместо вопроса «Что от меня требуется и как этого добиться?» перед ним встанет другой: «Что нужно мне самому и где мой путь?» Вы еще успеваете помочь ему поискать первые ответы.