Почему меня так угнетают воспоминания о школьных годах?
Когда я вижу «ВКонтакте» фотографии одноклассников, у меня резко портится настроение. Странно: пока я училась, все было нормально! Не могу понять, почему мне так неприятно мое прошлое.

Ответ эксперта
Желание забыть учителей и одноклассников может говорить о том, что несколько лет назад вы пережили какую-то ситуацию или услышали слова, которые ранили вас. Острую боль, чувство стыда и даже сильный страх могли спровоцировать и ваши собственные слова или поступки. Когда воспоминания невыносимы, мы «забываем» тот конкретный случай, невольно услышанный разговор или какого-то человека. Возникает непроизвольное отчуждение от прошлого («было, но как будто не
со мной»), или появляется потребность рационально «объяснить» его. Но невозможно надежно заблокировать беспокоящие образы, и наша память маркирует знаками опасности все, что может вернуть из забвения пугающее прошлое. Поэтому так неприятно рассматривать старые фото, не хочется вспоминать
людей, места, события и даже времена года. Обычно память возвращает «припрятанное» тогда, когда мы уже можем с этим справиться. У вас, Юлия, начинается именно этот процесс: чем увереннее вы себя чувствуете в своей нынешней жизни, тем меньше у вас потребности в символическом «устранении свидетелей» прошлого. А то, что настойчивое избегание мыслей о школьных годах вызывает у вас вопросы, – знак более терпимого и взрослого отношения к тому, что прячется в вашем прошлом.