Что это? -<wbr/> робкость?
Хочу разобраться в себе – где же именно запрятаны мои комплексы и страхи! Взять пример с фотографиями. Я неплохо фотографирую, но когда фотографируют меня, я невероятно робею и стесняюсь. Я могу делать автопортреты, на которых я себе нравлюсь. И в целом, моя внешность меня полностью устраивает. Раньше, лет в 12-13 у меня были комплексы по поводу улыбки, носа, волос, но теперь я научилась жить с ними и чувствую себя вполне уверенно, считаю это даже неким своим достоинством. Однако как только объектив направлен на меня, у меня начинается паника. Я вроде и позволяю себя фотографировать, но выходят такие нелепые снимки из-за стеснения, я начинаю сразу кривляться, шутить. Я не могу расслабиться и попозировать, хотя сделать это хорошо без посторонних у меня получается хорошо. Где корень, как помочь себе?

Ответ эксперта
Здравствуйте, Оля!
Вот там и спрятаны ваши комплексы — в ваших отношениях с собственной внешностью. Вы смогли преодолеть нормальные подростковые сомнения и страдания, связанные с внешностью, но внутри вас словно бы остался критик, постоянно вас оценивающий.
Сейчас вы уже знаете свои выигрышные стороны и черты, нравитесь себе, вам осталось словно бы поверить, что, когда кто-то хочет нас сфотографировать, он делает это, чтобы оставить память о нас и о проведенном с нами времени, а не затем, чтобы снять нас в неудачном ракурсе и зафиксировать наши недостатки.
Вы меняете свое поведение под взглядом камеры — это может быть связано не только с тем, что вы вольетесь из-за «недостатков» своей внешности. Возможно, это говорит о том, что вы словно бы не можете быть такой, какая вы есть, чтобы быть принятой — не на уровне внешности и формы носа или глаз, а на уровне ваших характеристик как личности. Тогда вот эта паника означает ваше желание немедленно стать какой-то «другой».
С возрастом, с получением большего опыта принятия эти состояния могут стать не такими острыми, вы перестанете от них страдать. Но вы можете обратиться к психологу, чтобы разобраться, что в вас вызывает такую панику? Какие свои качества (речь не идет о внешности, как вы понимаете) вы больше всего не любите и не хотели бы, чтобы они были «обнаружены»? С чем в себе вы никогда не хотели бы встретиться? Возможно, все связано с неприятием того, что в юнгианской психологии называется Тенью (и теневыми аспектами личности)? Индивидуальная работа с психологом помогла бы встретиться со своей Тенью в безопасных условиях сессии и перестать бояться и отвергать какие-то важные части своей натуры, вернув силу и энергию, которые сейчас направлены на подавление этих аспектов, в русло своей психической жизни.