psyhologies.ru
тесты
Вопросы психологу

С каждой четвертью все хуже результаты в школе

Сыну 13 лет, учится уже два года в новой школе, перешел из начальной школы. До 5 класса учился на 4 и 5. В 5 классе в каждой четверти было по одной тройке, в 6 классе троек в первой четверти уже 7. Дома все задания устные и письменные проверяю, знания неплохие, письменные задания делает верно. Бывает ленится иногда, нередко замечания в дневнике по поведению., живой и активный. Пугает постепенное скатывание в твердому "троечнику", а из этого статуса нелегко выбраться потом. Есть проблема - сильно заикается с 1 класса. Не могу разобраться почему так сложилось и что делать дальше. Посоветуйте, пожалуйста.

Ответ эксперта


Ольга, трудно однозначно ответить на тревожащий вас вопрос о снижении успеваемости мальчика, не зная его. В целом, причин может быть несколько. Это и сам по себе переход из начальной школы в среднюю. Ребенку бывает не просто адаптироваться к новой предметной системе обучения, увеличенным нагрузкам. И тогда успеваемость немного снижается. Это и смена школы. Нередко уровень требований к выставляемым оценкам может отличаться в разных школах. Это и возраст вашего сына. 13 лет - уже более яркое проявление подросткового возраста. В этот период на первый план выступает общение со сверстниками, а не учеба. И, как правило, учебная мотивация немного снижается. К этому надо относиться с пониманием, поскольку в школе ребенок не только получает знания, но и учится жить, ему важно научиться позиционировать себя в коллективе, отстаивать свои позиции и пр. А это возможно только в общении со сверстниками.


Вы пишете, что у мальчика в целом неплохой уровень знаний. Значит, скорее всего, трудностей с пониманием школьных предметов у него нет. А как складываются отношения у него с учителями, сверстниками? Комфортно ли ему в новой школе? Есть ли у него друзья? Если ребенок испытывает дискомфорт, переживает из-за отношений, то голова его будет занята совсем не учебой, а решением своих проблем. В этом случае трудно быть успешным в учебе.


Что же делать дальше? Прежде всего, следует прояснить, с чем связаны возникшие трудности. Что говорит сам мальчик об этом? Он сам видит в снижении успеваемости проблему? Разговаривали ли вы с учителями? Возможно, видя ребенка в школе, они могли бы помочь в решении проблемы.


Ольга, обращает внимание ваша «фиксированность» именно на оценках. Согласитесь, хорошую оценку можно получить разными способами – хорошо выучив урок или, к примеру, удачно списав со шпаргалки. Так надо ли оценивать успешность ребенка исключительно через призму получаемых оценок? Если вы сместите акцент со значения оценок на значение знаний, ребенку станет интересней учиться. Да и польза от знаний реальная, а от получаемых оценок – иллюзорная, к тому же связанная с множеством тревог. Суть процесса обучения вовсе не в том, чтобы получить хорошую оценку, а в том, чтобы ребенок научился думать, организовывать себя, планировать свои действия, работать с информацией и т.п. Именно эти навыки ему понадобятся в дальнейшей жизни. Вас также беспокоит, что сын приобретет статус «троечника». Очень хочется вам пожелать не клеймить сына и не навешивать на него ярлыков. Ребенок может быть троечником, но при этом иметь позитивное самовосприятие, чувство уверенности. Это куда важнее, ибо без уважения к себе невозможно добиться жизненного успеха.

И, напоследок, хочется сказать вот о чем. Контролировать качество выполненных домашних работ можно по-разному. Можно требовать, проверять. А можно обсуждать и разговаривать, вместе искать ответы на интересные вопросы, выдвигать свои гипотезы и т.п. Ваши отношения только выиграют, если вы не будете дома дублировать школу.


обратная связь
psychologies в cоц.сетях

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в устаревших версиях браузеров сайт может отображаться некорректно. Для устранения ошибок, обновите ваш браузер