как пережить расставание
как лучше вести себя оказавшись в ситуации, когда тебя вдруг внезапно покинули. Конечно ничего не случается внезапно, но все же. Как перестать отравлять себе жизнь :тоской, страданиями, воспоминаниями. Как перестать ждать и надеяться.

Ответ эксперта
Светлана, здравствуйте. Есть такая поговорка: "Хуже всего - ждать и догонять". Когда нас внезапно покидают, мы оказываемся именно в такой очень дискомфортной, болезненной ситуации: нам хочется во что бы ни стало найти, догнать того, кто нас оставил, мы ждем и надеемся на его возвращение. В итоге мы испытываем комплекс негативных чувств и переживаний, часть из которых вы упомянули в своем письме. Их много и они разные. Но, как мне кажется, все они вращаются вокруг некоего центрального переживания, имя которого - "одиночество". Таким образом, ваш вопрос можно переформулировать так: "Что делать, как вести себя, когда ты оказываешься в ситуации одиночества?". Мне представляется, что одной из наиболее действенных психотерапевтических техник в подобной ситуации является так называемая техника "рефрейминга" или, проще говоря, переосмысления. Все мы знаем историю о том, что один и тот же предмет - полстакана воды - может восприниматься по-разному, иметь разный смысл - как наполовину пустой (для пессимиста) и как наполовину полный (для оптимиста). Обычно одиночество мы воспринимаем негативно (как лишение, дефицит, страдание). Но возможно и на одиночество посмотреть под другим углом зрения, воспринять и почувствовать его иначе, гораздо более позитивно. И тогда предстанет перед нами в виде уединения. Корневой смысл слова "одиночество" - двоякий: я один/одна и мне некому посмотреть в глаза. Корневой смысл слова "уединение" - совсем другой: я нахожусь в ситуации, позволяющей мне стать более целостным(ой), цельным(ой), единым(ой). Иначе говоря, человек может воспринимать и переживать одну и ту же ситуацию и как одиночество, и как уединение. Вы спросите: "От кого же зависит его восприятие?", а я вам отвечу: "Это восприятие зависит от него, исключительно от него".