Мне нужен совет...
Здравствуйте. Еще не прошло и недели после смерти моего друга, очень дорогого мне человечка... Молодого парнишку убили дерзко и кроваво. Мне трудно. Два дня назад я вышла на работу, после непродолжительного отпуска, который я брала ну... в общем понятно для чего: похороны, слёзы. Я растеряна. Так получилось что уже через пять минут рабочего дня, наша общая с погибшим другом знакомая задала мне вопрос: "Что с ним случилось?" Я рассказала в общих чертах... Потом рассказала ещё одной коллеге, потом ещё и ещё... Когда говоришь - будто делишься болью, легче. Я мало с кем общаюсь на работе, но с дюжину самых хорошо знакомых мне коллег(из тех с кем я постоянно общаюсь на работе(и не только)) оказались в курсе произошедших событий... И в друг меня словно волной накрыло: МНЕ СТАЛО СТЫДНО ЗА ТО ЧТО Я РАССКАЗЫВАЮ ЛЮДЯМ О СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА КОТОРОГО ОНИ И НЕ ЗНАЛИ ВОВСЕ. Как будто я выдавала налево и направо, страшную интимную тайну близкого мне человека. Я чуть сознание не потеряла, до того мне стало неприятно и стыдно. А теперь мне не дает покоя не приятный осадок... чувствую себя погано и не как не могу разобраться: имела ли я право рассказывать им о смерти друга? Плохо ли я поступила? Я очень вас прошу, помогите мне разобраться в сложившейся ситуации... В добавок ко всему со вчерашнего дня во мне поселилось чувство вины перед его девушкой, мне кажется что я не достаточно поддержала её, чем-то обидела, что-то ляпнула не то... она плакала у меня на плече, я чувствовала, что ей нужна моя поддержка, а теперь она отстранилась. И чувство вины, не известно за что и стыд за откровенность - душат... Помогите. Подскажите.

Ответ эксперта
Ирина, здравствуйте!
Вам абсолютно не за что себя корить. Ваш друг был очень молод, умер насильственной смертью. Это событие очень трудно пережить. Интерес людей, когда они спрашивают о таких вещах, совершенно нормален: этот парень должен был жить и жить, а он оказался мертв. Мы так устроены, что смерть молодого человека с большим трудом находит место в нашем сознании, мы пытаемся найти какую-то «логику», расспрашивая о том, что случилось, ведь когда умирают или погибают совсем молодые люди, нам приходится воссоздавать пошатнувшуюся картину мира. Когда люди убивают людей, наш мир становится для нас уже не таким, как мы его себе представляли до этого. Нам надо заново все «уложить» в своем сознании, чтобы опять было, на что опираться.
Ваше поведение совершенно нормально, вы не совершили никакого предательства. Вы взяли отпуск на время похорон и еще несколько дней, чтобы прийти в себя, но для того, чтобы траур по близкому был по-настоящему совершен, требуется больше, чем неделя. Вы все правильно сделали, когда рассказали о том, что произошло. Это немыслимое событие — убийство близкого человека, вы нуждались в той поддержке, которую получили, когда ваши коллеги просто выслушали вас.
Девушке вашего друга еще предстоит принять и осознать случившееся и то, что его больше нет. У нас мало слов и мало опыта в том, как надо поддерживать людей в такой ситуации; не ругайте себя за то, что вы что-то недодали этой девушке, вы и сами потеряли друга.
Сейчас в нашей и западной культуре вообще уходят в прошлое ритуалы прощания, которые имели большой психологический смысл. Сейчас не принято горевать на людях, сейчас все желают «держаться» тем, кто потерял близких. Возможно, вас накрыло этой волной стыда, о которой вы пишете именно из-за того, что смерть сейчас принято замалчивать. Работая с людьми, я слышу от тех, кто потерял близких, что они порой ощущают, что их сторонятся коллеги, стараются не встретиться с ними лишний раз наедине: люди не умеют выражать сочувствие, не знают, как это делать, испытывают стыд в такой естественной ситуации.
Даже и вы пишете об этом — смерть словно бы стала интимным делом, рассказав о смерти друга, вы почувствовали себя так, словно открыли какую-то интимную тайну. Пока мы можем грустить об ушедших, даже тех, кого мы не знали, мы будем оставаться людьми. Не бойтесь, что вы как-то слишком открылись, что вы заставили людей попереживать о незнакомом парне, которого зверски лишили жизни. Может быть, вы помогли кому-то задуматься о его жизни, рассказав о смерти.