он же не маина и не квартира...
Искренне любит человека, мечтает, планирует быть с ним, но он же не вещь, не машина, не квартира, чтобы так хотеть быть с ним. Правильно ли она мыслит?!

Ответ эксперта
Здравствуйте, Анастасия!
Я думаю, вы верно проанализировали проблемы вашего парня. Действительно, когда-то для него усердие в учебе мотивировалось тем, что так он избегал наказаний отца, а также, погружаясь в учебу, мог отвлекаться от того неприятного и невыносимого, что происходило в семье.
Таким образом, у учебы не сформирована самостоятельная мотивирующая сила; учеба была важна для того, чтобы избежать неприятных событий. Таким образом, перед вашим другом стоит задача формирования другого образа учебы. То, для чего ему следует учиться, должно стать по-настоящему привлекательным для него.
Может быть, какое-то организующее действие по старой привычке окажет образ того будущего, которое наступит (например, если он не поступит в ВУЗ, его может пугать возможное попадание в армию). Но подобный подход будет эксплуатировать старые схемы избегания худшего. При этом велика вероятность того, что поступив куда-то, он перестанет заниматься — ведь опасность миновала.
Вашему другу нужно потрудиться, создавая образ очень желаемого будущего, такого, куда бы он захотел. Трудно сказать, как вы можете ему помочь, вы можете организовывать совместные занятия, но вы не сможете учиться вместо него. Возможно, даже если он хочет измениться, ему не обойтись без помощи психолога. Но он может начать делать что-то регулярно каждый день, придумав, чем он себя наградит за усердие в учебе. Это могут быть мелочи. Ему придется создать новую мотивацию для учебы, учеба должна стать не тем, что позволяет чего-то избежать, а тем, что даст ему возможность что-то хорошее получить, если уж наслаждение от «просто» знания ему пока не доступно.