Как реагировать на выпады моей матери?
Мама мне помогает с детьми, но постоянно дает понять, что я (в отличие от нее) живу неправильно. Упрекает, провоцирует ссоры. Трудно не взорваться. Что делать?

Ответ эксперта
Ирина, дело не в том, чего хочет мама и какие ваши привычки или желания она осуждает, а в том, что вас до сих пор задевает ее мнение. Ваши злость, обида, желание доказать свою правду связаны с иррациональной надеждой на другое отношение к себе. Вам хочется, чтобы мама принимала вас такой, какая вы есть. Но и маме, наверное, тоже: она в свое время, скорее всего, недополучила этого «витамина» от своих родителей. И, как и все мы, порой
воюет за ощущение своей правоты. Реагировать на это с философским спокойствием можно только тогда, когда ее мнение перестанет управлять вашим настроением. Когда вы не будете видеть в ней властительницу своей жизни и сможете разглядеть немолодую и не слишком счастливую женщину, которая цепляется за свои представления о «правильном» материнстве. Пока же вы относитесь к ней как к разгневанной богине, нападок ее боитесь, злитесь по-настоящему. Когда родители не на нашей стороне, когда какие-то представления о жизни для них важнее, чем мы, их дети, нас это очень задевает. Единственный путь из этого капкана – освободиться от эмоциональной зависимости. Той мамы, о которой мы все мечтали, у большинства из нас не было – и не будет.
Поэтому так важно перестать предъявлять свои счета несовершенным родителям. Расстаться с детскими иллюзиями и увидеть в них людей, а не поверженных идолов. Относиться терпимо и снисходительно к обычным людям куда легче.