Что делать со старым дневником?
Я вела дневник 6 лет, там много боли и страдания. Он закончился,
когда я вышла замуж: сейчас я счастлива. Но что мне делать
с дневником? Может, сжечь его и таким образом попрощаться
с прошлыми обидами?

Ответ эксперта
Физическое уничтожение дневника вопроса не решит: испытаете короткое удовольствие, но куда денутся все те «токсичные отходы», которые пока хранятся на его страницах? Обратите внимание: вы записывали свои обиды, страдания, а не яркие впечатления, не сны, даже не анализ своих печально закончившихся романов – только то, что мучило и ранило вас. Счастливое замужество сделало этот дневник ненужным, но что-то внутри вас не верит, что обиды можно забыть. Ваше желание то ли сжечь, то ли порвать в клочья сам дневник – это, в общем-то, желание агрессивного, разрушительного действия: хочется, что называется, плюнуть на могилу своих былых отношений. Но до тех пор, пока обиды живы, никакие «ритуальные заклания» не сработают. Дневник может и дальше лежать там, где вы его храните. Настоящее избавление от обид, прощение требует большой работы. И еще одно: время от времени жизнь и люди действительно бывают жестоки и несправедливы. Никто из нас не застрахован от боли, чьей-то агрессии, удара судьбы. Но годы спустя важным оказывается не детское «как они могли так со мной поступить!», а наше умение перерабатывать горький опыт во что-то иное, что меняет нас в лучшую сторону.