Про деньги (в рамках онлайн-конференции)
Добрый день, Владимир
Никак не совладаю с деньгами. Вернее с тем, что не могу научиться их откладывать. Причем откладывать-то на себя саму – на то, чего очень хочу. – типа отдыха, съемной квартиры на меня одну (не в паре с подругой, что дороже) На то, что должна сделать – наконец отдать небольшой, но все же кредит. Выплачивать ежемесячные платежи без отсрочек у меня получается. Но потом все равно снимаю с карты деньги (на еду обычно) и снова к нулю все старания по сбережению финансов.
Теперь еще прибавилась забота – нужно маме деньги на лечение постоянно прозапас держать. Она хоть и работает, но уже довольно пожилой человек (65 лет), в последнее время сдает сильно – и с прошлого года участились случаи, когда ей нужны определенные суммы на лечение.
Ситуация обычно одна и та же: когда деньги нужны, я их с кровью достаю. Занимаю -потом друзьям отдаю (ибо ненавижу быть должной друзьям). Пошла на подработки – даю уроки.
Сейчас назрела острейшая для меня необходимость съехать с маминой квартиры, в которой я перебиваюсь уже третий месяц. Съехать на отдельную съемную. А для этого нужно иметь как минимум 3 квартплаты (одну – прозапас, чтобы как-то концы с концами сводить). Т.е. нужно откладывать деньги. Т.е. себе в чем-то отказывать. Постоянно. Целенаправленно. Не срываясь.
Не получается. Отказывать себе получается: я могу периодически не обедать. Ничего себе не покупать. Не ходить никуда. Но от такой жизни потом срываюсь – женщина же, хочется порой себя утешить вкусняшкой. Чувствую, что мне не хватает последова-тельности что ли. Завела отдельную карту, на которую будут приходить автоматически отчисления с зп. Отдала маме значительную сумму на лечение. Теперь могу начинать копить на квартиру…Но перспектива по 20 т в месяц откладывать пугает. Мне не удается свести концы с концами. Я то себе слишком во многом отказывю. То срываюсь. Чувствую – как-то неразумно себя веду. Как научиться откладывать деньги? Как дисциплинировать себя? Ведь я сама зарабатываю. На шее ни у кого не сижу. Я знаю цену деньгам. Я знаю, что даже те 10 000, что мне помимо зп нужно зарабатывать дополнительно, чтобы снимать квартиру – эти 10 000 нужно именно что заработать.
Почему у меня получается работать, но не получается откладывать деньги?
Как заставить себя? Как сфокусировать внимание на цели и не чувствовать себе обделенной, что вот « и зефиру себе не куплю» «и покрасить волосы то толком нельзя».
Так не только с деньгами. Я вроде бы целеустремленный, очень упертый человек. А заставить себя пойти в гаи и сдать на права который год не могу.
Спасибо

Ответ эксперта
Да, Анна, и мне это очень знакомо!
Как бы мне тоже хотелось научиться откладывать, планировать расходы и доходы, не выходить за рамки, не жить от зарплаты до зарплаты. Не всегда получается, к сожалению.
Я пробовал пользоваться только карточкой, не выходить за недельный бюджет, ставил на компьютер специальную «бюджетную» программу – все бесполезно… Собирать чеки, вносить расходы - хватает меня ровно на один день. Рано или поздно взрываюсь, становится невыносимо скучно, я все бросаю и замечательно живу дальше.
Но я обнаружил несколько интересных, на мой взгляд, наблюдений.
Во-первых, когда я считаю, что «я недостаточно зарабатываю», «я не умею содержать себя и свою семью», «я обречен тянуть эту лямку до конца своих дней», «у меня мало денег», или, что хуже «у меня нет денег» (хотя по правде в кармане завалялось 500 руб.) у меня портится настроение, я становлюсь мелочным, склочным и агрессивным. И денег не прибавляется!
Во-вторых, когда я «награждаю» себя подарком за «тяжелую жизнь» (будь то чашка «эг-ног» в «Кофемании» или монитор Эппл), я начинаю еще больше себя жалеть, становлюсь, раздражительным, слезливым и недовольным. И денег не прибавляется!
В-третьих, когда я вдруг решаю, что достоин больших гонораров и начинаю ругаться со своими работодателями, чтобы отвоевать себе лучшую долю, пытаюсь руководить ими, объясняя, как им нужно организовать бизнес, я погружаюсь в трясину амбиций, дрязг и конфликтов. Становлюсь злым, въедливым и агрессивным. А денег не прибавляется (скорее наоборот)!
В четвертых, когда я честно делаю свою работу, занимаюсь тем, что мне нравится, когда я помогаю людям, не думая о деньгах, когда мной движет не страх потерять или недополучить, а интерес и вдохновение, то удивительным, иррациональным, необъяснимым для меня образом, мне отдают долг, о котором я давно забыл, у меня появляются новые интересные проекты или сваливается высокооплачиваемая работа. Я чувствую себя полезным, довольным, радостным, свободным и счастливым! И денег хватает на все и становится больше!
Я могу ошибаться, но мне кажется, как и во всех сферах жизни, талант собирать и приумножать бывает по-разному отпущен разным людям. Как показывает опыт, мне этого таланта дано не очень много, но зато у меня есть что-то совершенно другое. Я рад такому распределению. Я – такой, какой я есть. Вопрос денег – во-многом – это вопрос наполовину пустого/полного стакана. И еще, наверное, благодарности.
Благодарности за то, что имеешь…