Потеряла интерес к жизни, и стало пугать мое будущее. Что делать
Здравствуйте, мне 20 лет. Мне кажется, я начала жить прошлым. Не таким далеким, правда, а где-то на год назад..Я все время вспоминаю его, мне снятся сны. Я могу с уверенностью сказать, что я была счастлива и, что самое главное, я осознавала это именно тогда. С тех пор мало что изменилось, если посмотреть со стороны, но я начала плакать без причины, приходя домой, иногда начинает казаться, что меня используют в своих целях. Я задаю себе вопрос : "Есть ли у меня настоящие друзья?" и не прихожу к окончательному ответу..Я боюсь своей дальнейшей жизни после университета, боюсь, что не выйду замуж, не состоюсь в жизни..А в последнее время на меня напала апатия: я не покупаю новую одежду, не хочу ходить в кино или еще куда-то, я даже не заметила, как пришел новый год, а к экзаменам перестала готовится, так как кажется, что оценки - это неважно..Помогите, хочу снова обрести интерес к жизни..

Ответ эксперта
Здравствуйте, Агата!
Есть важный момент в ваших переживаниях — вы перестали смотреть в будущее и вас перестало стимулировать и радовать настоящее. Я бы посоветовала вам обратиться к психотерапевту. Возможно, речь идет о депрессии; я вижу некоторые ее признаки в вашем письме, но ничто не заменит в таком случае очной консультации.
Словно бы ничего не изменилось в жизни, но все то, что раньше радовало, перестало быть ярким и цветным, даже друзья теперь кажутся ненастоящими. К такому состоянию могут привести необязательно какие-то серьезные эмоциональные травмы, порой сочетания нескольких факторов, действующих одновременно, оказывается достаточным.
Важный фактор вашего состояния — это страх взрослеть, неопределенность, которая связана с окончанием учебы, непонимание своего будущего и словно отсутствие сил в него заглядывать.
Из состояния депрессии многие дела кажутся просто неразрешимыми, заботы — слишком тяжкими.
Иногда депрессивное состояние наступает в тех ситуациях, когда мы не делаем чего-то очень важного для своего развития в данный период. Все в нас словно бы говорит, что мы должны обратить на себя внимание, пойти туда, куда должны, сменить направление, перестать инвестировать свою энергию в незначимое. Депрессия в таких случаях словно бы помогает понять, что нельзя дальше идти каким-то неверным для человека путем, что на то, чтобы идти неверным, больше нет сил.
Иногда нам легче увидеть, что наши друзья не достаточно друзья, что они что-то недодают нам, нежели признать, что главный человек, который мне недодает — это я сам. Это я не трачу на себя время, не прикладываю к себе усилий, в таком объеме, в каком это нужно. Это я не помогаю себе, это я пренебрегаю собой, это я наношу себе вред больший, чем все остальные из моего окружения вместе взятые. Как? Очень просто: не соблюдая режим, имея вредные привычки, не читая важных книжек, не занимаясь чем-то полезным для тела и т.д. Это я закрываю перед собой какие-то двери, не изучая языки, не пробуя себя в новой активности, разрешая себе просто чего-то ждать, оставляя все свое время страхам и пассивному ожиданию перемен.
Подумайте, что вам нужно было бы к этому моменту изменить, а вы все еще не решились на это? Начните делать, силы появятся.