Моя мама и шизофрения. Как ее не обидеть? (в рамках онлайн-конференции "Понять шизофрению")
Мои родители в разводе, поэтому я мало общалась с мамой и жила с бабушкой, а потом переехала к папе. Раньше бабушка и мама пили, но это прекратилось. Мамина сестра болеет шизофренией, она иногда бывает в больнице. После длительных депрессий ее увозили на скорой, с острыми приступами буйства, как то раз это был суицид (порезала вены). Больше я беспокоюсь о моей маме. В жизни она очень ленива(наверное в этом была причина развода), она не работает, а если и устраивается, то только на месяц. Порой я замечаю странные вещи :ей кажется, что ее подслушивают мой папа и моя мачеха ; как-то раз она сказала,что меня могут дома отравить;она выключает телефон, потому что ее могут услышать;боится выходить из дома, так как ее преследуют. Но есть другая сторона-она ленива по жизни, и порой мне кажется, что она притворяется, чтобы я ей помогала. Она не работает и конечно давит мне на жалость, и я покупаю ей продукты, одежду и т.д. Пожалуйста помогите мне с советом, я теряюсь..Как я отведу свою маму к психотерапевту? Я знаю, люди, болеющие такой болезнью не могут сами себе помочь. Внутри меня сидит страх, ведь шизофрения передается по наследству, если ни мне, значит моей дочери..Я вижу кака страдают мои близкие, да и мне тяжело воспринимать мою маму..

Ответ эксперта
Здравствуйте, Елена!
Мне кажется, что я понимаю ваше волнение. Вы заботитесь о маме, помогаете ей. Возможно, как это часто бывает, мама от этого невольно немного больше прислушивается к себе, находя темы для общения с вами. Скорее всего, и она тоже дорожит вашими отношениями и нуждается в вашей поддержке.
Понятно, что описанное вами поведение мамы вызывают у вас тревогу по поводу ее душевного состояния. Хотелось бы предупредить вас, что несмотря на яркость описанных вами проявлений, поставить вашей маме диагноз психического расстройства заочно, по вашему описанию, невозможно. Это, при необходимости, мог бы сделать только квалифицированный специалист при очной консультации. Более того, диагноз не является целью. Он помогает принять решения о целесообразности лечения и оказать помощь.
В настоящее время оказание психиатрической помощи возможно только с согласия самого пациента начиная с 15-тилетнего возраста. До 15 лет согласие на освидетельствование и стационирование дают законные представители ребенка.
Если согласие пациент не дает, у его родственников и соседей есть возможность обратиться к психиатру по месту жительства и написать заявление с подробным описанием примеров поведения, которые подтверждают его потенциальную опасность для себя и окружающих. Решение будет принимать психиатр. При этом для недобровольной помощи потребуется заключение суда.
В случаях, когда сам пациент не проявляет инициативы в общении с психиатром или психотерапевтом, или даже категорически отказывается от предложенной помощи, на консультацию к специалисту может прийти тот, кто считает эту помощь необходимой. Для психотерапевта, работающего в системном подходе* такая ситуация является вполне привычной. Специалист оказывает помощь, опираясь именно на сотрудничество с наиболее зрелым, здоровым и дифференцированным членом семьи.
Немного о генетике.
Представления ученых о влиянии генетического кода на жизнь, здоровье и судьбу человека в конце 20 века были явно преувеличены. В отношении психических расстройств это проявилось в полной мере.
В настоящее время вполне очевидно, что генетика - очень важный, но не единственный и определяющий фактор. История знает трагический, но яркий пример истребления психически больных людей фашистами в Германии и на оккупированных ими территориях. Оказалось, что эта бесчеловечная мера «борьбы с безумием» не оказала никакого влияния на процентное соотношение психотиков среди населения - поскольку этот признак не определяется генокодом на 100%.
*Системный подход – один из современных психотерапевтических форматов работы, эффективность которого обусловлена использованием достижений психологии и кибернетики.