как избавиться от стиснительности
я очень стеснительна,я стесняюсь людей и мне трудно находиться в школе и на улице.я очень хочу избавиться от стеснительности и не бояться людей. можете мне помочь?

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Так бывает, что в школе/в классе у человека складывается определенный образ — например, «стеснительная» девочка — из которого очень трудно выбраться. Можно начать эту работу по освобождению от мешающего образа где-то вне школы.
Стеснительность проявляется очень часто в особой физической скованности: тело будто бы несвободно, зажато, позы человека словно показывают, что он хочет занимать как можно меньше места и вообще быть незаметным. Начните работу с телом. Стеснительность на уровне психологическом приводит к зажатости телесной; раскрепощение телесное неизбежно даст новое переживание себя психологически.
Йога даст очень хороший результат - занимайтесь разными видами, пока не найдете свой. Ищите, где научиться правильно дышать — дыханием в трудные моменты можно очень сильно помогать себе. Может быть, вы найдете какое-то место, где вы научитесь танцевать — важно, чтобы вам понравилось. Может быть, вы найдете учителя пения (не удивляйтесь — петь может каждый, надо только научиться). Речь не идет о том, что вы будете заниматься всем этим для будущей профессии (хотя, кто знает?), речь идет о разных способах работы с телом.
Конечно, все эти новые дела потребуют от вас готовности общаться, приходить к новым людям и в новые места. Не забывайте, зачем вы это делаете. Просто держите перед собой цель: сбросить зажимы и оковы, которые не дают вам выражать себя, быть собой на людях и жить своей жизнью, ничего не боясь.
Помните, что в новых местах никто не знает, как вам страшно и как сильно вы боитесь социальных ситуаций, новых людей и мест. Это в школе, возможно, привыкли, что вы всегда в тени. Поиграйте сами с собой. Никто не будет удивляться вашему новому поведению. Иногда в новых местах даже полезно сказать, что вы очень боитесь и стесняетесь. Вы увидите, как много поддержки и ободрения вы вдруг можете получить!
И еще, не считайте свою стеснительность недостатком! Это говорит о вашей деликатности, чувствительности, способности понимать других людей.
Не забывайте побольше уделять внимания своему образованию, читайте, смотрите интересные фильмы, делайте так, чтобы вам самой с собой было интересно.