Муж назвал меня старой...
Он так и сказал: «Ты старая, а я еще такой молодой!» – а ведь у нас
разница всего два года. Потом-то извинился, но отношения стали рушиться,
а о близости с ним даже подумать не могу...

Ответ эксперта
Даже анекдоты на эту тему порой задевают: «Хорошо стать дедушкой, одно плохо – теперь приходится спать с бабушкой». Фу-у... Но если вдуматься, эта шутка – о неадекватности восприятия возраста. И реальная мишень издевки не «бабушка», а «дедушка». Вы пишете, что в тот день, когда муж произнес эти слова, вы провели семь часов за рулем: это очень много! Только вы из этого делаете вывод, что устали и выглядели не лучшим образом, и поэтому он… Но тут есть совершенно другая сторона.
Ваш муж перенес инфаркт. А страх смерти порой принимает причудливые формы... Вы крепкая, выносливая женщина. Вы – да, а он? Зависть – чувство осуждаемое и потому часто принимает бессознательные формы. Для некоторых мужчин непросто смириться с тем, что жена сильнее, здоровее их. Что означает – моложе, а значит, дольше проживет. С этим трудно свыкнуться: это я молодой, а ты старая! По-моему, ваш муж не злодей, просто сильно испугался – не только смерти от сердечного приступа, но
и просто неизбежности смерти. А до того – старости, беспомощности, болезней. Да, в большинстве пар мужчина уходит из жизни первым – женщины и правда выносливее и долговечнее. Из чего не следует, что себя надо загнать: от этого будет только хуже обоим, пока ваш муж боится, завидует и не может смириться с неизбежным старением, а вы ему подыгрываете, беря на себя все тяжелое и утомительное. Как изменить этот «танец» – вопрос сложный, но решаемый.