как просто общаться?
Здравстуйте, Лариса. У меня такая большая проблема, которая меня мучает и не дает покоя - я не умею просто общаться с людьми, и очень хочу этому научиться. Проблема вот в чем - когда я начинаю что-то говорить, меня захлестывают чувства, и я не могу их контролировать. Например, если я пошутила, то потом об этом думаю, радуюсь своей шутке, и уже не слышу других, как-будто теряю с ними контакт. Если говорю о чем-то важном, то начинаю сильно волноваться, как-будто о важном нельзя говорить без захлеста чувств. Или если о чем-то неожиданном для собеседника, то мне кажется что сейчас со мной начнут спорить, и я начинаю сильно нервничать и заранее доказывать свою точку зрения, а не просто делиться новой мыслью. Вобщем, такое ощущение что мои чувства слишком сильные и неуравновешенные. Можно ли как-то научиться ими управлять, чтоб они не захлестывали в обычном общении? Хотелось бы общаться легче, не циклиться на себе, быть в контакте с другими, и в гармонии со своими чувствами.

Ответ эксперта
Здравствуйте, Изабелла!
Мне кажется, могут помочь две практики. Первая — вам нужно общаться так часто и так много, как вы хотите. Никогда не отказывайтесь от общения, от приглашений, от разговоров только потому, что вы предполагаете, что вас опять могут захватить чувства и у вас что-то не получится.
Вторая — это анализ истории своей особенности, на которую вы жалуетесь. Когда она проявилась, когда она появилась, как вы заметили, что общаетесь так ?
Попробуйте проследить, как эта черта усиливалась или ослабевала. Попробуйте вспомнить самую неприятную ситуацию, связанную с этим.
Может быть, есть какие-то особенные темы, а не просто «все важные» для вас, при обсуждении которых у вас возникают такие «захлесты эмоций». Может быть, пора пришла разобраться именно с ними (темами).
Можно предположить, что вы росли в ситуации, когда вашему мнению было очень мало места, когда взрослые не принимали во внимание ваши желания или считали, что вы еще слишком малы, чтобы вас «учитывать» в качестве равноправного «голоса». Но это не обязательно так. Я могу только предполагать.
Вам очень подошла бы групповая терапия и вообще разные групповые типы активности. Чем больше — тем лучше. Это дело практики.
И еще, третья, очень важная вещь. Вы смогли сформулировать свою проблему. Вы знаете точно, как вы себя ведете в каких-то ситуациях - вот это важная точка, в которой мы можем достигать важных перемен. Как только вас захватывает что-то, вы просто говорите себе: «здесь никто не собирается меня переубеждать, никто не собирается пренебрегать важным для меня» и т.д.. придумайте сами, сформулируйте важные для вас страхи и опасения. Нужна простая практика таких остановок — когда вы говорите себе: я вижу, что со мной происходит и я не хочу, чтобы было так. Эти «остановки» очень важны. Мы можем очень многое, когда видим и понимаем, что с нами происходит. Осознание, понимание и усилия — вот и все, что нужно.