Может ли причинить вред ребенку общение с недавно выписавшимся больным родственником? (в рамках онлайн-конференции "Понять шизофрению")
Добрый день, Сергей!
Меня зовут Дарья. Моя пожилая тетя давно больна. Недавно она выписалась после последнего и довольно длительного обострения. Она находилась на лечении более 2-х лет. Срыв произошел после смерти матери. Навязчивые идеи несут сексуальный характер. Видимо это связано с тем, что она себя не смогла реализовать, как женщина, мать, жена. Семьи у нее своей нет и не было. На данный момент она ведет себя адекватно и спокойно. Очень любит моего 9-летнего сынишку. Он тоже ее любит. Они раньше очень хорошо ладили. Дело в том. До 2009 года у нее не было обострений на протяжении 10 лет. И ребенок часто бывал в гостях у дедушки с бабушкой. Сейчас она постоянно спрашивает про моего сына, и он про нее спрашивает, но я не знаю, чего от нее ожидать, так как во время срывов ее идеи скрываются ею до последнего. И нам становится о них известно, только когда она окончательно теряет осознание реальности и контроль над собой. Скажите, пожалуйста, можно ли под моим контролем допустить хотя бы кратковременные встречи или же это все же может отрицательно сказаться на моем сыне?

Ответ эксперта
Добрый день, Дарья,
Вы сообщаете о трудностях вашей родственницы, но вроде бы нет никаких данных о том, что она совершала какие-то действия.
Опасность людей страдающих психическими расстройствами сильно преувеличена. Наверное, это связано с тем, что их действия в периоды ухудшения психического состояния кажутся нам нелепыми и необъяснимыми. Пугают и сообщения о правонарушениях совершаемых людьми, страдающими психическими расстройствами.
На самом деле, психиатрические пациенты часто становятся фигурантами уголовных дел, но в основном они являются жертвами преступников или вовлекаются в преступную деятельность по инициативе т.н. «здоровых» (вменяемых) людей.
В современной концепции шизофрении, например, ремиссия - это состояние в котором пациент испытывает облегчение основных симптомов настолько, что психиатр не поставил бы при обращении такого диагноза.
Ваша тетя в ремиссии может спокойно общаться с ребенком, так же как и с другими людьми. Такое общение может быть не только приятно, но и полезно для вашего ребенка, не говоря уже о том удовольствии, которое оно может доставить вашей родственнице.