Как взять себя в руки?
Добрый вечер! Заранее прошу прощения за то, что краткость мне не сестра. Я несчастлива и, поскольку этому нет никаких объективных причин, я очень хочу обратиться к психологу, но я смогу это сделать только через 1,5 месяца и боюсь "не дотянуть".
Я никогда не была жизнерадостной, но последнее время мое состояние мешает мне действовать, я трачу большую часть свободного времени на плач, не могу ни на чем сосредоточиться больше 15 минут, меня одолевают тревожные мысли... Даже кино посмотреть не могу, не то что что-то серьезное сделать! Я все прокрастинирую, но при этом ужасно паникую, думая о приближающемся дедлайне. Мне все время хочется как-то себя поранить, я сдерживаюсь как могу.
Конечно, Вам нужно знать предысторию: мне 23 года, этим летом я защитила диплом и выиграла грант на продолжение учебы заграницей. Я не очень хорошо обдумала это решение, учеба кажется мне скучной, я все это уже "проходила" в университете. Я подала заявку т.к. просто не знала, что делать после диплома. С моим крайне гуманитарным образованием мне не на что надеяться кроме научной карьеры, тем более я этим много занималась, удалось даже кое-что опубликовать, но университет мне опостылел и не хотелось сразу поступать в аспирантуру. А потом оказалось, что с этим поступлением тоже свои сложности, и я ухватилась за этот грант.
Я живу в Швеции с августа, сначала с соседкой, теперь одна. Мои родители часто и надолго приезжают меня повидать, они меня очень любят, папа так просто маниакально. Он всегда меня очень плотно опекал, только мои частые отъезды на научные мероприятия последнее время немного облегчили мою участь. Мне немного стыдно, что при такой любви с их стороны, мне вообще нужно что-то еще. Я завишу от родителей материально и судя по всему буду зависеть еще долго, поэтому я признаю папино право диктовать свои условия. Но мне бы хотелось поддержки моих начинаний, а ее нет, потому что любое начинание, если я смогу воплотить его, приведет к тому, что я стану успешной и самостоятельный. Папа высмеивает мои "наполеоновские планы" и все время говорит, что я слабенькая и больная, что мне не справиться с работой, даже если я смогу ее найти. Где-то он прав, потому что сейчас моя крайне интенсивная учеба по 8 часов в день действительно сильно утомляет. Но я это пишу к тому, что не понимаю: почему, зная, что папа горы свернет чтобы мне помочь, я постоянно пребываю в страхе, чувствую себя беспомощной и незащищенной?
Ко всему прочему недавно мой молодой человек бросил меня... мне даже неудобно употреблять такое грубое слово в одном предложении с ним, он замечательный и крайне интеллигентный человек. Он просто меня не выдержал. Сказал, что я хорошая, но он не может ответить на мои чувства. Я знаю, что я его "напрягала". Он из другого города, мы виделись в среднем раз в 2 месяца, хотя я-то была всегда готова приехать или даже переехать по первому его слову. Но он воспринимал меня совершенно отдельно от своей остальной жизни, наши встречи были для него праздниками, после которых он спокойно возвращался в будни. Последнее время все было плохо, он так и не приехал ко мне в Швецию ни разу, с трудом соглашался, чтобы приезжала я и мог не писать писем неделями. Я старалась его не "доставать", он ведь всегда очень много работал, но при этом оставался очень милым и вежливым, когда у него было время. Сейчас мне очень грустно, что придется всю оставшуюся жизнь прожить без него, но на самом деле мне и до расставания было так же одиноко.
Подспудно я всегда знала, что эти отношения безнадежны. Он младше меня, я его первая девушка - это просто не могло быть на всю жизнь. Но честно говоря, у меня ни разу и не было отношений, которые хотя бы теоретически могли стать чем-то серьезным. Со многими я встречалась просто чтобы не быть одной, они мне даже не нравились. Я знаю, что так делать отвратительно. А те из моих партнеров, кого я действительно любила, все по разным (но одинаково заранее очевидным) причинам не собирались строить со мной серьезные отношения. Вобщем, я явно выбираю не тех людей. Два раза напоролась на откровенных альфонсов и тратила на них все, что зарабатывала (подрабатывала в библиотеке). Меня даже преследует какой-то ненормальный, взламывает мои блоги и почты, грязно пристает к моим дальним знакомым от моего имени и размещает мои откровенные фотки (добыл обманом у другого бывшего) на порносайтах. Это продолжается редкими вспышками уже много лет и, конечно, не добавляет мне чувства защищенности.
Но ведь при всем при этом сторонний наблюдатель (и моя мама) скажет, что я прекрасно образована, красива, обеспечена, живу в любящей семье - многие об этом могут только мечтать, а дети Африки вообще голодают! Я добиваюсь успехов (гранты, публикации), но они не приносят мне радости, потому что мне все время кажется, что любой дурак в данных обстоятельствах сможет так же.
Мои мучения стали просто не выносимыми последнее время в Швеции. Я не общаюсь ни с кем из соучеников, я вообще с трудом общаюсь, стараюсь избегать контакта с людьми даже в сфере обслуживания. С соседкой спокойно могла неделями не заговаривать живя в одной комнате. Я знаю, что многие считают меня странной. Перечитав весь свой вышеизлитый поток сознания, я понимаю, что они правы. Но так или иначе, мне надо взять себя в руки и закончить учебу. У меня нет возможности обратить к психологу в Швеции, поэтому очень надеюсь на Вас.

Ответ эксперта
Здравствуйте!
Вы описываете много депрессивных симптомов. Думаю, после возвращения домой вам действительно нужно обратиться как можно скорее за помощью.
У вас только что закончились отношения с молодым человеком. Конечно, судя по вашему описанию, они были не вполне благополучными, ведь вы не виделись месяцами, редко общались онлайн. Вопрос в том, почему вы выбрали такого «далекого» партнера? Почему вы придавали такой статус вашим отношениям? Иногда так происходит, когда отношения словно бы нужны для «защиты» от реальных, глубоких и близких.
Вы пишете, что иногда встречались с людьми потому, что просто не хотели быть одной. Вопрос в том, что мешает вам находить тех, кто вам будет нравиться, отвечать взаимностью и отводить в своей жизни побольше места, чем ваш предыдущий партнер?
Возможно, есть некоторая связь между этим и характером ваших отношений с папой. Возможно, его опека и любовь были слишком удушающи, оставляли вам очень мало места.
То, как вы описываете любовь и поддержку родителей, говорит о том, что папа готов поддерживать вашу слабую и неуверенную в себе часть, возможно, ваша самостоятельность представляет какую-то угрозу его всевластию и могуществу ( я сейчас немного сгущаю краски). Может быть, он еще не нашел для себя места в тех потенциально возможных отношениях, когда вы будете независимой и взрослой.
Последний ваш выбор — ехать учиться, получить грант, это опять-таки эксплуатация того, в чем вы сильны, повторение того, что вы и так уже хорошо умеете. Окончание учебы видится и облегчающим событием, но и пугающим. Вам опять придется выбирать, что делать дальше, и, возможно, вы нисколько не продвинулись в этом с момента окончания университета. А в ситуации, когда ваши проекты не получают поддержки, высмеиваются людьми, от которых вы зависите, понятно, почему у вас не прибавляется смелости и оптимизма.
Вероятно, вам нужно будет обнаружить то, к чему вы стремитесь, принять решение следовать своим желаниям, даже если их никто не одобряет и не поддерживает.
Ваше состояние может быть связано с отклонением от того, что вы должны делать для себя. Нечто внутри вас знает, что вы не делаете или избегаете чего-то важного для вашего дальнейшего развития. Ваши слезы оттуда.
Кроме того, вы изолировали себя от общения с людьми, вы не находитесь в важном для развития души эмоциональном обмене с другими. Как получилось, что вы отказались от общения? Это то, что трудно компенсировать какими-то иными способами.
Желаю вам скорее найти возможность для работы с психологом. У вас хорошая рефлексия и готовность разбираться - это уже очень много.