Как перейти на следующий этап?
Мне 22 года. Я уже закончила университет, а вот пристроиться в жизни никак не могу. Всё лето 2011 (год окончания учебы) я провела в ожидании ответа из крупного немецкого университета (я хотела продолжить свое образование, но чуть изменив свою специальность). В начале сентября пришел отрицательный ответ. Запасного плана не было. Стала искать работу, но временную (потому что всё равно планировала через 6-12 месяцев снова пробовать поступать в университет). Работу нашла, но с нестабильной зарплатой, что меня очень огорчает. Скажу, что всё время пока училась и после окончания университета, живу с родителями и полностью за их счет. Регулярно возникают конфликты, родители хотят, чтобы я наконец-то устроилась в жизни, а у меня нет уверенности, что через какой-то определенный промежуток времени всё стабилизируется. С тех пор как я вернулась из 6-месячной стажировки из Германии, я вообще потеряла «чувство дома». Раньше было такое чувство, хотелось с удовольствием что-то сделать по дому, а теперь всё равно даже на порядок в собственной комнате. Свободные от работы дни, я провожу в интернете, понимаю, что это пустая трата времени, но поделать ничего не могу. В последнее время чувствую себя эмоционально подавленно еще из-за того, что мои лучшие подруги, с которыми получалось тепло поговорить, уехали жить в Австрию и Германию. Поэтому меня грызет еще и вопрос "А почему я не смогла уехать тоже?".
С сентября по февраль я занималась поисками возможностей для дальнейшей учебы, трудоустройства, но результатов эти поиски мне ничего не дали.
Сейчас я чувствую огромную усталость от сложившейся ситуации и страх перед будущим. Очень бы хотелось научиться видеть ситуацию полностью (у меня такое ощущение, что я вижу лишь отрывками и не могу посмотреть вперед). Скажите, пожалуйста, как научиться видеть всё целиком? Как взять ответственность за саму себя и свою ситуацию?

Ответ эксперта
Аня, здравствуйте. Я попытаюсь ответить на ваш главный вопрос: как видеть ситуацию полностью? Есть такие выражения: "она замужем", "она за мужем как за каменной стеной". Наш язык очень мудр. Один из смыслов, содержащихся в этих выражениях, заключается в том, что человек, находящийся за кем-то или за чем-то, просто объективно не может видеть всего, полной ситуации, потому что что-то в ней обязательно оказывается закрытым этим кем-то или этим чем-то, за которым находится этот человек. В письме вы пишете: "... все время пока училась и после окончания университета живу с родителями и полностью за их счет". Пока эта ситуация будет сохраняться, вы, действительно, будете видеть свою жизненную ситуацию лишь отрывками, частично, не полностью, у вас не будет возможности смотреть вперед и, следовательно, вы будете испытывать неуверенность и страх перед будущим. Я даже думаю, что все эти настроения как-то проявились в ваших документах, направленных в Германию и негативно отразились на том решении, которое приняла администрация университета. Вполне возможно, что ваши более удачливые подруги, получившие положительные ответы и теперь продолжающие образование в Австрии и Германии, писали свои заявления-заявки и оформляли другие документы из совсем иных, более психологически благополучных (более свободных и независимых, более открытых в будущее) ситуаций. Что же касается ответа на вопрос, которым вы заканчиваете ваше письмо, то я опять хочу привлечь ваше внимание к слову, на этот раз - к слову "ответственность". Ответственность означает способность человека формулировать свой собственный ответ (и в словах, и в делах) на любую жизненную ситуацию, на любую жизненную возможность, на любой вызов, обращенный к человеку. Взять ответственность означает жить именно так. Иначе говоря, - жить отвечая, жить ответственно.