Что моё сновидение мне хочет подсказать?
Добрый день, уважаемые эксперты!
Меня зовут Наташа и мне 52 года.
Это сновидение приснилось мне после двух лет личной и групповой психотерапии, в ночь после встречи нашей группы (мы встречаемся раз в месяц и работаем целый день). Все мои немногочисленные работы были ресурсными на этой группе. На предпоследней встрече у меня вызвала резонанс работа с ранней шоковой травмой сексуального насилия и на последнюю встречу меня буквально ноги отказывались нести. Я плохо чувствовала себя эмоционально и психотерапевт (она приезжает в Киев из Москвы) сказала, что это может быть ранняя шоковая травма, связанная с мамой, но эта травма пока неясна. Она также порекомендовала мне записывать сны. Вот этот сон мне и приснился и я теперь даже и не знаю доверять ли нашему психотерапевту и работать дальше над своей травмой(я хочу её проработать и избавиться от неё) или прислушаться к своему сновидению, но для этого его надо понять прежде всего. Буду очень Вам признательна, если поможете мне разобрать моё сновидение.
С благодарностью,
Наташа
Сновидение
Ужасное обнаружение: Крысиное логово
Мне снится мой дом – моя квартира. Я вижу, что в коридоре, в малюсенькой нише капает на пол вода. Её не очень много – значит протекать начало недавно. Я сразу расстраиваюсь – ведь ремонт закончился совсем недавно. А затем я злюсь на соседей сверху – капает от них.
Я провожу пальцем вверх по мокрому следу, чтобы определить, откуда именно капает и что может у соседей протекать. Но тут я начинаю приходить в замешательство оттого, что в этом месте труб нет, и, стало быть, протекать нечему. И вполне вероятно, что здесь есть что-то скрытое, нечто, что было здесь задолго до того, как я поселилась в этой квартире. Мой палец не доходит до потолка, и я в полном изумлении вижу, что течёт совсем не от соседей с потолка, а из нашей стены. Я вижу, что в ней есть, как мне кажется, одна или две тоненькие трубки, о которых я ничего не знаю. По-видимому, эта трубка или трубки были проложены в этой стене изначально, от строительства дома, а затем, по какой-то причине их отрезали и замуровали. Трубка была в тряпичной обмотке, тонкие рваные полоски которой свисали с её видимого конца. Я начинаю искать другой конец этой трубки.
Теперь я уже почему-то в детской. Я обнаруживаю, что за обоями и штукатуркой имеются доски, а за ними – пустота! Я заглядываю в проделанную мною щель между досками и вижу помещение размером сорок на шестьдесят сантиметров и высотой, равной высоте нашей квартиры. Там отделка старая, возможно, даже ровесница самой квартиры: пол дощатый, стены оштукатурены и окрашены зелёной водоэмульсионкой. Я обрадовалась своему открытию - ведь здесь можно оборудовать место для хранения хозяйственного инвентаря или ещё что-нибудь! Затем я также задаюсь вопросом о том, почему же это место закрыли и отказались от его использования?
Я начинаю отдирать тонкие узкие доски, и они оказались дверью. Дверь подалась и стала открываться. И тут, справа и снизу, откуда-то из неведомых глубин выскакивает очень большая крыса. Она покрыта всклоченной, как бы собранной в кустики то ли окаменевшей, то ли ороговевшей шерстью. Мордой она напоминает животное броненосец, обитающее в Америке или что-то другое из Австралии, одним словом, что-то древнее и архаичное, живущее в отрезанном мире и не испытывавшее на себе влияний извне в течение долгого времени изоляции.
Я с ужасом осознаю, что её укус может быть инфицирован и тогда он приведёт к заражению тяжело протекающим и приводящим к смерти заболеванием и этого допустить никак нельзя! Я почему-то полулежу на полу. Я очень боюсь и лихорадочно закрываю ставшую неподатливой дверь. Крыса находится очень близко от моей ноги! Она может укусить меня в любой момент! Я всё ещё закрываю дверь. Дверь меня не слушается и цепляется за пол. Сверху планки обломаны, но если я смогу закрыть дверь, то я спасусь от крысы. Я в панике зову своего мужа. Я точно знаю, что только он сможет мне помочь потому, что он убьёт эту крысу. Он не боится нападений, и он может убить животное - у него есть опыт охотника. Я также могу позвать своих детей, но только во вторую очередь. И тогда я встану, и буду защищать их. Я знаю в глубине себя, что для их защиты мои силы утроятся, и я сама смогу убить крысу, чтобы она не укусила моих детей. И тогда мне будет наплевать, укусит ли крыса меня.
Дверь закрыла я сама, но на мой крик прибежал мой муж, и, у меня есть ощущение, что за ним стояли наши дети. Крыса ушла в нору, но перед тем, как уйти, за ней появилась другая крыса в пополам меньше первой. О, ужас! Да здесь не одна крыса! И стена напротив вовсе и не стена, а шурф! Да, это вентиляционная шахта! Она сквозная на все девять этажей нашего дома. У неё есть нижний конец, который упирается в землю; верхнего конца у неё нет, но есть выход в небо. Стенки этой шахты покрыты копотью и пылью. От него исходит холод, мрак и глухая, безмолвная опасность глубины и невозвратности. А справа от шахты внизу – крысиное логово. Это не тупиковое место, оно глубокое и катакомбоподобное. И как ни парадоксально, в нём есть потенциал жизни, хоть и представлен он смертьнесущими крысами.
Дверь оказалась аналогом ящика Пандоры. Осталось ощущение, что это сновидение- послание одновременно и доказательство чего-то и предупреждение от чего-то. Оно вещает: « В твоём доме, в детской есть забитое и забытое место. Оно населено отвратительными и опасными крысами. Тебе было показано только две крысы, но их может быть и больше. Они неодинаковы по размеру. Их укусы могут привести к смерти. Затолкать их обратно ты можешь и сама, а вот для того, чтобы справиться с ними, тебе нужна поддержка. И неизвестно, сможешь ли ты уберечься от укуса и не подвергнешь ли ты свою семью опасности?»

Ответ эксперта
Здравствуйте, Наташа!
Можно было бы остановиться и на той интерпретации, которую дали Вы сами.
Я бы обратила Ваше внимание на несколько деталей, привлекших мое внимание в это воистину “большом“ сне.
Невозможно полно интерпретировать это сновидение, совершенно не имея знаний о жизненном контексте.
Я бы думала о том, что была проблема “фальшивого self“, по Винникотту. Это такая самость, которую ребенок выстраивает для эмоционального, а иногда и физического выживания в данной семье и с данными родителями. Если не знакомы с этой концепцией, познакомьтесь с ней. Об этом говорят детали сна, когда есть что-то за “фасадом“ — за обоями и штукатуркой есть какие-то доски.
Это оказывается потайной комнатой. Это место, которое может быть как-то освоено и которому пришло время быть использованным. И место, где хранятся секреты, возможно, опасные, как в сказке о Синей бороде. Напрашивается идея о работе с Тенью, как, конечно, всегда актуальная, но этот сон показывает особую ценность такой работы именно сейчас.
Образ крысы я связываю с негативным материнским комплексом, с которым есть все возможности справляться и иметь дело — можно позвать мужа и детей; но лучше справляться самой и уже этим защитить детей. Я бы думала о том, что негативный материнский комплекс, если мы не замечаем его влияние, “работает“ не только в одном поколении, а искажает отношения в нескольких поколениях. Только в этом смысле я бы и говорила об опасности для семьи, а не о буквальной угрозе.
Существование “шурфа“ говорит о существовании возможности связывать верхние этажи — сознание и материал бессознательного — подвалы и катакомбы; словно бы сейчас появились ранее скрытые возможности делать такую работу. Содержание наших “катакомб“ и опасно, и полно жизни.
Я не стала повторять те интерпретации, которые бы пересекались с Вашими.