Зависимость от мнения отца и его жены
Здравствуйте! Мои родители разведены уже много лет, живу с матерью, отец еще до развода долго встречался с женщиной, позже они поженились, сейчас ждут ребенка. Я безумно рада, потому что я всегда мечтала о брате или сестре. Отношения с мачехой у меня сложились неплохие, но взаимопонимания мы так и не нашли, хоть она и психолог по профессии. Она такая же деятельная, как и мой отец: они работают до ночи, не могут отдохнуть и 5 дней- в общем, трудоголики.Второй год я учусь на историческом факультете МГУ,2 курс, на бюджет поступила сама, отношения с коллегами и преподавателями складываются удачно, есть молодой человек, но о работе я пока не думаю. Считаю, что я не смогу продуктивно учиться, если пойду на работу. Да и не вижу смысла в том, чтобы пойти работать просто ради 20 тысяч в месяц. Но мой папа и мачеха давят на меня, они хотят, чтобы я что-то делала, помогала им, но как только я представлю себе это, у меня отпадает всякое желание. Я не хочу работать с собственным отцом, я хочу всего добиться сама, но в то же время я сама не действую активно, не найду работу по душе. И я все время испытываю чувство вины и стыд, потому что я ничего не делаю. Почему я не могу просто не принимать их слова близко к сердцу?

Ответ эксперта
Мария, здравствуйте. Честно говоря, мне пока не понятна ваша ситуация. Вы пишете, что живете с матерью, но почему-то должны помогать отцу и его жене, а ведь они - взрослые, работающие и, судя по всему, самостоятельные и достаточно состоятельные люди. Похоже, что все дело вовсе не в помощи кому бы то ни было, а в вашем ответственном отношении к себе. С одной стороны, вы хотите полностью посвятить себя учебе, с другой стороны, - вы хотите соответствовать представлениям вашего отца и его жены и, соответственно, - работать. Понятно, что эти люди - значимы для вас, и вы не можете не считаться с их представлениями, не принимать их слова близко к сердцу. Я предполагаю, что эти слова продиктованы их заботой о вас. А суть этой заботы, как мне представляется, заключается совсем не в том, чтобы вы зарабатывали эти пресловутые 20 тысяч рублей в месяц. Суть их заботы заключается в том, чтобы вы взрослели, становились во всех смыслах более взрослой, самостоятельной, независимой, ответственной; чтобы они видели и чувствовали, что из девочки, девушки вы становитесь молодой женщиной, которая может справиться со всеми сложностями жизни и не будет обузой, великовозрастным ребенком, которому требуются забота и постоянное внимание. А теперь, когда у них появится собственный ребенок, им это особенно трудно. Вот почему я рекомендую вам в общении с отцом и мачехой давать им только то, что им нужно, - свидетельства вашего взросления. Любые проявления незрелости, несамостоятельности, нерешительности, неопределенности, любые признаки инфантилизма в вас, в вашем облике, в вашей речи, в вашей манере общения, в вашей жизненной позиции лишь стимулируют их тревогу, их опеку, их давление на вас. Успокойте их, и они оставят вас в покое.